Космодром взлетит на воздух

В России будут запускать спутники с дирижабля

4 июля 2006 в 00:00, просмотров: 202

…Четыре, три, два, один — пуск! Ракета отправилась в космос. Только не с Земли и не с морской платформы, а с... парящего в небе дирижабля.

Похоже, мы опять хотим поразить весь мир — российская сторона разрабатывает программу создания воздушного космодрома, который будет базироваться на границе со стратосферой. В чем тут фишка и кто заинтересован в столь экстравагантном проекте, выяснил журналист “МК”.


— Если мы реализуем программу “Высокий старт”, — говорит представитель Русского воздухоплавательного общества Сергей Бендин, — то решится проблема запуска в космос малых космических аппаратов.

Сейчас для того, чтобы отправить на орбиту, к примеру, метеоспутник, используются большие транспортные аппараты типа “Союза”. И стоит это удовольствие миллионы долларов. Оказалось, что тот же результат можно удешевить в сотни раз. И велосипеда изобретать не надо — тягачом для супернавороченных космических агрегатов может стать старый добрый дирижабль-монгольфьер, управляемый человеком.

— Он легко сможет протащить малую ракету через плотные слои атмосферы на малой скорости, — поясняет Бендин, — и никакие составляющие при этом не сгорят, как это случается у высокоскоростных “Союзов”. То есть дирижабль, плюс ко всему, будет еще и многоразовым.

Достигнув высоты 15—20 километров (это уже почти стратосфера), он зависнет, подчиняясь командам пилота. Ракета, прикрепленная к нижней части гондолы, выведется на специальной штанге на несколько метров с сторону. Чтобы она стартовала, пилоту понадобится только нажать кнопку на пульте управления.

По расчетам специалистов, масса транспортно-пускового контейнера вместе с ракетой составит около 350 килограммов, а масса выводимого в космос аппарата — до 5 кг. Стоимость запуска дирижабля составит около 150 тысяч долларов.

Идеей создания дешевого воздушного космодрома уже заинтересовались в Роскосмосе. Однако прежде чем высшие чины скажут твердое “да”, нужно провести несколько тестовых запусков.

Первый полет — не за горами, в середине августа с одной из подмосковных баз воздухоплавательного общества взлетит в небо пилотируемый дирижабль “Полярный гусь” с ракетой за бортом. Точнее, это будет макет ракеты. Пилот на 9-километровой высоте должен будет отработать черновую схему ее запуска.

Кстати, о пилоте. Находясь в открытой корзине на огромной высоте, он не обойдется без супертеплой одежды и кислородной маски. Кроме того, ему периодически придется маневрировать, уводя дирижабль от сильных порывов ветра. А чтобы “Полярного гуся” не спутали с чужой ракетой военные радары, воздухоплавательная служба ВВС оснастит его ответчиком “свой—чужой”. Радиосвязь будет поддерживаться постоянно, так что местонахождение воздушного судна будет известно всегда.

А теперь заглянем в будущее. По словам Бендина, дирижабль может пригодиться не только для высокого старта ракет. Со временем специалисты его доработают и сделают настоящей пересадочной базой для космонавтов Международной космической станции. Что это значит? А то, что опасные приземления членов МКС на спускаемых аппаратах уйдут в прошлое. Чтобы вернуться на Землю-матушку, им понадобится немного снизить орбиту станции, пересесть на дирижабль и плавно, без перегрузок спуститься с небес на “воздушном шаре”. Станет ли эта сказка явью, пока вопрос.




Партнеры