У “Москвича” дела РЕНОвые

АЗЛК еще попытается сделать “народный автомобиль”

5 июля 2006 в 00:00, просмотров: 505

Распродажа имущественного комплекса завода “Москвич”, намеченная на июнь—июль 2006 года, по инициативе московского правительства переносится на осень. В мэрии никак не определятся, на какой именно кусок “пирога” в ходе торгов будет претендовать город. Если раньше речь шла о социальных объектах АЗЛК и канализационно-насосной станции, находящейся на территории завода, то теперь чиновники говорят о намерении выкупить большую часть производственных площадей, примыкающих к цехам российско-французского предприятия “Автофрамос”. С работой этого СП отцы города связывают надежды на возрождение концепции “народного автомобиля”, которым, по их мнению, мог бы стать новый Renault Logan.


С АЗЛК, 60% активов которого принадлежат чужому дяде в лице государства, город возился почти десять лет. Юрий Лужков личным примером убеждал чиновников пересаживаться на “Князя Владимира”. Но “инфант террибль” не подлежал исправлению. В 2001 году на заводе было отключено электричество, оборудование вышло из строя, уведомления об увольнении получили более 1,5 тысячи сотрудников. Чтобы восстановить платежеспособность предприятия, часть его имущества была сдана в аренду. Однако особого результата эти меры не принесли: на сегодняшний день общая задолженность АЗЛК составляет 28 млрд. руб., из них 2 млрд. руб. — долги перед правительством Москвы. Расплатился завод пока только с коммерческим банком, выдававшим кредит на выплату заработной платы и выходных пособий уволенным рабочим. В качестве компенсации банкиры получили заводскую недвижимость (несколько административных корпусов и бывшее ПТУ), расположенную вдоль Волгоградского проспекта. Остальные долги кредиторы надеются вернуть, распродав оставшееся имущество предприятия-банкрота, расположенное на двух промплощадках (вырученные на аукционе деньги будут распределены между кредиторами завода в следующей пропорции: 75% — Правительству РФ, 10% — правительству Москвы и 15% — остальным кредиторам).

Впрочем, в московском Комитете по несостоятельности и банкротству считают, что намного больше балансовой стоимости, которая составляет 6 млрд. руб., за цеха и склады выручить не удастся — слишком неудачно они расположены.

— АЗЛК создавался как единый объект, поэтому покупать отдельные корпуса большого смысла не имеет — могут возникнуть проблемы с их использованием. А купить весь завод может только очень крупная структура, имеющая хорошие связи на федеральном и городском уровне, — говорят чиновники. Кроме того, энтузиазм инвесторов, по их мнению, будет сдерживать плачевное состояние объектов, а также статус “грязной” промзоны, на территории которой вряд ли удастся развернуть суперприбыльное жилищное строительство.

Город со своей стороны не желает отпускать “Москвич” в свободное плавание. В мэрии уже смирились с потерей 2 млрд. рублей, затраченных на бессмысленную реабилитацию АЗЛК, и готовятся вложить еще, выкупив в ходе торгов ряд объектов, принадлежавших заводу. По словам первого заместителя председателя Комитета по несостоятельности и банкротству Юрия Федорова, власти интересуют Дворец культуры АЗЛК, который является самым крупным в ЮВАО, музей предприятия, а также канализационно-насосная станция, обслуживающая десятки промпредприятий — от Люблина до Печатников. В Департаменте науки и промышленной политики говорят также о намерении сохранить и расширить производственный потенциал “Москвича”, который сегодня сосредоточен в трех цехах “Автофрамоса”, где производится сборка автомобилей Renault Logan. Прежде руководство Renault не планировало выпускать больше 100 тыс. авто в год, но в ходе недавних переговоров в Москве планка была поднята до 120 тыс. Нарастить мощности удастся за счет выкупа новых производственных площадей. “Часть из них будет передана “Автофрамосу”, часть распределена между другими производителями автокомпонентов, в том числе российскими”, — сообщили “МК” в Департаменте науки и промышленной политики.

Чиновники надеются, что к осени конкурсные лоты будут сформированы с учетом интересов города. В противном случае Москва навсегда распрощается с надеждой выпускать пусть не совсем свой, но все-таки народный автомобиль.


СПРАВКА "МК"

История завода “Москвич” началась в ноябре 1930 года, когда завод имени КИМ приступил к сборке легковых и грузовых машин “Ford”.

В 1940 году он переключился на производство малолитражек КИМ, а после войны завод, который тогда назывался МЗМА, выпускал “Москвич-400” по образцу “Opel Kadett K38”. Начиная с 1956 года завод выпускал машины собственной конструкции. В октябре 1967 года выпущена первая партия знаменитых автомобилей “Москвич 412”, а 17 сентября 1986 года с конвейера сошел четырехмиллионный “Москвич”.

С 1986 года завод (он уже носил имя АЗЛК) перешел на переднеприводную модель, которая с рядом изменений выпускалась до недавних пор.

В 1997 году был освоен выпуск новой модели “Юрий Долгорукий” с двигателями ВАЗ и “Рено” и моделей “Князь Владимир” и “Святогор” с двигателями “Рено”.


КАК БАНКРОТИЛИ “МОСКВИЧ”

22 октября 1996 года — Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины (ВЧК) поместила ОАО “Москвич” в список четырех предприятий, намеченных к банкротству (в т.ч. АО “КамАЗ” (впоследствии исключенный), “Краснодарнефтеоргсинтез”, Ачинский глиноземный комбинат).

29 ноября 1996 года — совет директоров АО “Москвич” освободил Юрия Бородина от должности гендиректора и назначил на этот пост Рубена Асатряна.

2 апреля 1997 года — президент Борис Ельцин подписал указ о передаче правительству Москвы контрольного пакета акций АО “Москвич” (59,07%), находящегося в федеральной собственности.

14 августа 2000 года — вице-премьер Алексей Кудрин после встречи с Юрием Лужковым заявил, что в ближайшее время федеральное правительство передаст в собственность столичных властей свой пакет акций ОАО “Москвич” (уже упомянутые 59,07% акций предприятия), что так и не было выполнено.

4 марта 2002 года — “Мосэнерго” полностью прекратило подачу электроэнергии автозаводу. Долги АО “Москвич” перед энергетиками составили 435,4 млн. руб., а задолженность за теплоэнергию — около 160 млн. руб. Завод не работал с 2001 года.

28 января 2004 года — Арбитражный суд Москвы ввел на автозаводе “Москвич” внешнее управление. Кредиторская задолженность предприятия составила 23,546 млрд. руб., штрафные санкции — 5,412 млрд. руб.

2 ноября 2004 года — Московский арбитражный суд рассмотрел ходатайство Федеральной налоговой службы и комитета кредиторов ОАО “Москвич” об отстранении от должности внешнего управляющего предприятием Александра Комарова. Управляющим назначен генерал-лейтенант в отставке Анатолий Сиваков.

21 декабря 2005 года — руководитель департамента науки и промышленной политики мэрии Москвы Евгений Пантелеев на пресс-конференции обвинил внешнего управляющего ОАО “Москвич” Анатолия Сивакова в том, что он по дешевке распродает заводское имущество.

28 февраля 2006 года — Московский арбитражный суд признал банкротом ОАО “Москвич” и обязал внешнего управляющего предприятия Анатолия Сивакова сложить с себя полномочия и передать их конкурсному управляющему. Кредиторская задолженность “Москвича” составляет 23,3 млрд. руб.




Партнеры