Они мешают нам пить

Алкогольный дефицит организовали совершенно конкретные чиновники

“Дуракам закон не писан. Если писан, то не читан. Если читан, то не понят. Если понят, то не так”. Все это — про наших чиновников и депутатов, которые отрегулировали алкогольный рынок до полного бесчувствия. На ровном месте из изобилия создать дефицит — постараться надо. Теперь говорят, что система дала сбой, а раз так — то виноваты все и никто по отдельности. И никакой персональной ответственности нести никто не желает. Да виноватых, похоже, и не ищут. А зря. Если сегодня никто не ответит за алкогольный кризис, завтра эти люди создадут новый — финансовый, лекарственный, энергетический... Им-то что? У них все в порядке. Это нам плохо. Как жить в стране, где правят такие люди?


Если кто поленился подсчитать, то “МК” не из ленивых. Виновник “торжества” — злополучный 102-й закон о госрегулировании алкогольного рынка Госдума приняла с 35-го (!) раза. Точнее — законопроект “О внесении изменений и дополнений в 102-й закон”, поскольку зачатки его достались нынешней “инициативной группе” на Охотном Ряду от предыдущей. От Госдумы над ним работал комитет по экономполитике. От правительства — два с половиной года Минсельхоз. И только начиная с мая 2005-го он перешел в руки Министерства экономического развития и торговли.

Министерство Грефа рвануло штурвал на себя сразу после выступления президента, который “обозвал” нынешнюю систему регулирования рынка коррумпированной и неэффективной. Греф решил показать, как надо работать, и поломал почти готовый к принятию законопроект.

Депутаты пошли на поводу у правительства и нарушили все процедуры. Во втором чтении был один закон, а в третьем — совсем другой. Могли депутаты отказать правительству? Теоретически — да. Практически — нет. В России нет законодательной власти. Есть орган, штампующий правительственные решения.

Как кромсался закон

Грефовские поправки ужесточили госрегулирование алкогольного рынка до состояния удушья. Ранее глава Минэкономразвития называл вмешательство государства в рынок “неандертальской” мерой и предлагал эту идею умертвить вместе с неандертальцами. Но, видимо, жизнь и не таких монетаристов ломает.

Чиновники решили основательно расчистить рынок. К примеру, в стране запретили торговать водкой индивидуальным предпринимателям. А юрлицам установили непомерный уставный капитал (верхняя его отметка — 1 млн. рублей, нижнюю оставили “на откуп” региональным властям). Подняли планку этого самого капитала и для производителей. Но самое главное — согласно народившемуся на свет закону, все предприятия, оптовики и продавцы должны были пройти перелицензирование до 1 июля нынешнего года. Как рассказал “МК” один из непосредственных участников этого процесса, чиновников МЭРТа было нереально убедить дать “докрутиться” уже существующим лицензиям. В органах ФНС образовалась давка — люди не могли переоформить документы. А как поделился с нами один из “индивидуалов”, пожелавший стать юрлицом, — не только за “бумажками”, но и для того, чтобы дать взятку. Это принято считать точкой отсчета сложившейся ситуации.

Спор на пять копеек

После того как закон приняли, его еще и ужесточили. Лицензирование и укрупнение рынка — чтобы мелочевка под ногами не болталась — были лишь началом. Как рассказал “МК” источник, близкий ко всему этому “раскладу”, уже осенью, опять же от МЭРТа, появилась новая поправка в закон, гласящая, что оборот алкогольной продукции со старой маркой после 1 июля должен прекратиться. Ввоз импорта “отрубался” с 1 апреля.

Несмотря на то что последние поправки принимались перед самым Новым годом, представитель правительства Андрей Шаров был непреклонен. Парламентарии робко спрашивали: “Успеют ли в Белом доме за три дня подготовить все постановления?” Шаров сказал, что успеют, и отказался отодвигать даже на два месяца срок ввода нового требования.

Кроме того, начиная с августа шла затяжка нормативной документации к 102-му закону. Над ней работали МЭРТ, Минсельхоз, Минфин, ФСБ и МВД. Когда шло обсуждение стоимости марок, Минфин и Минэкономразвития согласовывали ее три недели! Цена вопроса — 10 копеек. МЭРТ хотел на 10 копеек меньше, Минфин — на 10 больше. В результате договорились (ни вашим — ни нашим) на пять копеек. Кончилась “тяжба” проблемами в январе-феврале с получением новых марок.

Чертовы ЕГАИСты

Еще одно детище нового закона — Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая должна была заработать 1 января 2006 года. Суть ее: учесть каждую каплю произведенного в стране спирта. На любом предприятии должны быть установлены счетчики, связанные с сервером налоговиков. Они фиксируют каждую бутылку, на которую лепится марка со штрих-кодом, данные с них и заносятся в базу ФНС. В штрих-коде все: производитель, наименование продукции, градусность, пункт назначения. То есть бутылка, предназначенная для продажи в Москве, никак не может продаваться в Хабаровске. И любой проверяющий орган со сканером может обнаружить “левак”. Как сказал “МК” один из участников алкогольного рынка, “это сродни запуску первого спутника”. Такой системы отродясь не было не только у нас, но и в мире.

“Спутник” не взлетел. Гениальной электронной системы в России не получилось. Связь между серверами медленная — модемная, она еще и постоянно обрывается. При обращении к серверу, стоящему в региональном ЦУКе (Центр управления и контроля), все это дело начинает зависать. Но разработчики оборудования не спешат устранять проблемы. Дескать, оборудование на заводы поставили, а связь — не наша головная боль.

Минэкономразвития не стало тянуть руки к ЕГАИС и уступило почетную роль Минфину. Именно это ведомство разрабатывало требования к новым акцизным маркам. Да настолько вжилось в роль дизайнера, что “заигралось” на полгода! В общем, вместо ноября 2005-го Минфин дал отмашку Гознаку лишь в конце января 2006-го. Пару месяцев на печать, месяц на выдачу. Вот вам и трехмесячный простой предприятий.

Следующие за этим месяцы до рокового 1 июля ФНС (налоговики выдают марки нашим производителям) и ФТС (таможенники — импортерам) размышляли, что делать с бутылками, промаркированными старыми марками.

Чем сердце успокоится?

Только три дня назад ФНС таки “родила” решение: алкогольная продукция с марками старого образца может быть перемаркирована не на территории производителя алкоголя, а у организации-оптовика. “Родила”, когда, по оценкам экспертов, на складах скопилось 80 млн. бутылок со старыми марками. И, как стало известно “МК”, лишь после специально собранной у вице-премьера Александра Жукова закрытой комиссии. Почему ее нельзя было собрать раньше, если все стало так легко и просто? Почему Госдуме нужно было так себя дискредитировать, поддаваясь на правительственные “уговоры”? До каких пор вседозволенность чиновников будет превращать наш народ в стадо? Ответ прост: до тех пор, пока все их выходки будут оставаться безнаказанными.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру