Стенограмма пресс-конференции в “МК”

директора Департамента международной деятельности МЧС России Юрия Бражникова

24 июля, 12.00


Ведущий — Сергей Иванович Рогожкин - руководитель пресс-центра газеты “Московский комсомолец”.


Рогожкин: Мы рады приветствовать всех вас в пресс-центре “МК”. Я представляю вам Юрия Владимировича Бражникова, директора Департамента международной деятельности МЧС России и руководителя российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования. Сегодняшняя тема, связана с работой МЧС по эвакуации наших граждан из зоны Ливано-Израильского конфликта.


Бражников: Добрый день! Действительно, эвакуация российских граждан, граждан СНГ и граждан других стран, которые обратились к России за содействием в эвакуации, осуществляется в сложных условиях, и я сразу хотел подчеркнуть, что мы очень тесно взаимодействуем с Министерством иностранных дел, с дипломатами, особенно, с теми, которые находятся в регионе. Самые сложные вопросы решаются именно там. На сегодняшний день, с нарастающим итогом, эвакуированы 1701 человек — это цифры на утро сегодняшнего дня. С учетом граждан РФ и СНГ, которых мы вывезли первым рейсом из Аммана, Палестины и тех, кого мы эвакуировали комбинированным способом через территорию Сирии и через Кипр. Особенно, сложным был период - четверг и пятница прошлой недели. Российское посольство собрало большую колонну из 20 автобусов, в которых находилось порядка 1000 российских граждан и граждан СНГ. Сбор, учет людей в Бейруте, который подвергался в это время массированным ракетно-бомбовым ударам, прошел, применительно к этой ситуации, успешно. Все те, кто прибыл к российскому посольству были погружены в автобусы и доставлены до границы с Сирией. Когда автобусы пересекли Ливано-Сирийскую границу и были уже на территории, которая не подвергается вооруженному воздействию, мы вздохнули спокойнее. Дальше они следовали к городу Латакия (Сирия), где в аэропорту эту группу ждали российские самолеты. Причем это были и самолеты МЧС России (2 борта) и самолеты, которые Минтранс РФ мобилизовал, чтобы обеспечить доставку такого количество людей в возможно короткий срок и с необходимыми удобствами. Это Ил-86, предоставленные Минтрансом, таких рейсов было выполнено три. Надо сказать, что, хотя самый сложный этап выполнен и, как мы надеемся, большинство российских граждан уже находится в безопасности, по оценкам дипломатов из южной зоны Ливана еще продолжают выходить российские граждане. Они будут добираться или морем на остров Кипр, или же выходить по сухопутному коридору, который предоставляет Ливан на короткий срок, по согласованию с Израилем. Планируется, что завтра в Латтакию придут автобусы с группой российских граждан, вышедших из южной зоны Ливана. Эта работа ведется ежечасно. Каждый час поступают новые сведения. Часто решения принимаются в экстренном порядке. На первое место, конечно, выходят вопросы безопасности. Без гарантии безопасности российские граждане, особенно по сухопутному коридору, по дороге вдоль моря не направляются. Автобусы имеют необходимую раскраску, нумерацию, списки направляются на границу, как Ливанскую так и Сирийскую. И все ждут того момента, когда эти колонны: автобусы, отдельные машины, пересекут Ливано-Сирийскую границу. Спасибо.


Вопрос журналиста: По вашим оценкам, оценкам дипломатов, сколько еще граждан России и стран СНГ необходимо эвакуировать с территории южного Ливана?


Бражников: Дипломатами называлась цифра 100-150 человек, которых необходимо найти, подтвердить их присутствие на той территории или подтвердить их выход иными способами, кроме официальных каналов, о которых я сказал. Такая кропотливая работа ведется круглые сутки. Завтра будет выходить еще одна группа людей. Видимо, и дальше продолжится поиск людей и вывод их из зоны вооруженного воздействия.


Вопрос журналиста: Будет ли МЧС России эвакуировать из зоны конфликта граждан не только России и СНГ?


Бражников: Да, МЧС России совместно с Министерством иностранных дел, эвакуирует, в том числе, не только граждан Российской Федерации и СНГ. Например, недавно прибалты улетели нашими самолетами. Несколько ливанских граждан попросили разрешения улететь нашими самолетами. Я хочу отметить, что взаимодействие на местах, в районе кризиса, и на межгосударственном уровне по вопросам эвакуации граждан, достаточно эффективное. Сформировалась солидарность всех тех государств, которые заинтересованы в вывозе своих граждан из Ливана, с тем, чтобы оказать содействие друг другу. Французские фрегаты, греческие фрегаты, если на них есть места, они предлагают нам помощь. Они обращаются к российскому посольству, чтобы посадить на эти корабли наших людей и доставить их на Кипр. Наши самолеты, соответственно, готовы взять на борт людей, если у нас есть места. Мы доставляем граждан и СНГ, и тех стран, которые обращаются к РФ за содействием в этом вопросе. Солидарность, взаимодействие на высоком уровне и дают свои положительные результаты.


Вопрос журналиста: Скажите, пожалуйста, производились ли какие-то предварительные расчеты, во сколько может обойтись эта операция по эвакуации людей из Ливана?


Бражников: Естественно, мы не первый раз осуществляем подобные операции, мы знаем цену этого вопроса. Все цифры подсчитываются, уточняются, как правило, уже по итогам операции. Цифра значительная, но и результат того стоит. Та задача, которую поставил Президент и Правительство РФ, выполняется, главное - мы спасаем людей. 1701 человек, из них 555 детей — итог на сегодняшний день этой операции, сколько бы она ни стоила.


Вопрос журналиста: Были ли вы, в последние дни, в Бейруте, Ливане и видели ли своими глазами то, что там происходит? Были ли случаи отказа с нашей стороны в эвакуации гражданам других стран? Я имею в виду, просились ли на борт американские граждане, граждане Евросоюза? Я знаю, что американцы требуют оплаты за эвакуацию. Россия это делает бесплатно?


Бражников: Нет, я не был, там работает оперативная группа МЧС России, мои сотрудники, они постоянно там находятся и взаимодействуют с Министерством иностранных дел, но я очень хорошо представляю, что такое подобный конфликт.

Как я уже сказал, мы никому не отказываем. Если у нас есть борта, места, мы берем всех. И мы делаем это бесплатно, я уже говорил о взаимодействии. Я не знаю случаев, когда к нам обращались граждане Евросоюза, за исключением прибалтов, но если бы к нам обратились, то мы бы обязательно оказали им содействие. Мы понимаем, в какой безвыходной ситуации может оказаться человек, у которого нет средств, чтобы оплатить свой вынужденный переезд. И, конечно, надо быстрее вывезти этих людей. Как правило, они выезжают семьями. Я уже назвал вам количество детей. Мы открыты и готовы со всеми обсуждать эту проблему и помогать всем в этом вопросе.


Вопрос журналиста: Скажите, те граждане, которые с вашей помощью пребывают на территорию РФ, какова их дальнейшая судьба? На этом ваша миссия заканчивается или вы продолжаете им оказывать помощь в обустройстве?


Бражников: Московский этап — также очень сложный. Наши рейсы - внеплановые, они прибывают в аэропорты Домодедово, Шереметьево-1 и Внуково. Как правило, людей встречают родственники. А с нашей стороны - специальные оперативные группы, в которые входят координаторы, взаимодействующие со всеми другими министерствами, ведомствами. Обязательно присутствует Миграционная служба, представители органов здравоохранения Москвы и Московской области. В том числе, эффективно работает психологическая служба МЧС России. Тех людей, которых не встретили родственники, доставляют к указанному ими месту назначения. Это могут быть родственники в Москве или Подмосковье, в других случаях помогаем добраться до вокзалов и купить билеты.


Вопрос журналиста: Будет ли поставляться в Ливан гуманитарная помощь? По телевидению уже показывали кадры, о том, как грузятся самолеты, как проходит эта работа?


Бражников: Да, я слышал об этом и даже видел кадры как грузятся самолеты. Хочу сказать, что МЧС России готово, направить гуманитарную помощь, по решению российского руководства. Но в настоящий момент погрузка самолетов не идет. Готовность складывается из многих факторов: это и заблаговременная договоренность о прилетах и источники получения грузов, по той номенклатуре, которую уже сейчас заявило правительство Ливана. Мы знаем номенклатуру, и мы подбираем эти грузы, консультируемся с Министерством иностранных дел о порядке и месте передачи гуманитарной помощи. Это тоже рискованная работа, особенно на конечном этапе. Для этого требуются коридоры безопасности. Вот такая подготовительная работа ведется и во многом уже проведена. Если будет решение — мы готовы осуществить то, что показывали по телевизору.


Вопрос журналиста: Юрий Владимирович, скажите, с чем связано привлечение вами судов Минтранса, вам недостаточно воздушных судов для единовременной эвакуации?


Бражников: В ситуации, когда в аэропорт приходит более тысячи человек, конечно, нужны широкофюзеляжные самолеты — это и безопасность, и быстрота доставки, это и экономия средств. Если бы мы перевозили всех людей самолетами МЧС России, которые имеют 130-160 мест, соответственно, мы бы сделали в 2-2,5 раза больше рейсов, люди бы ждали, расходовались бы средства. Поэтому мы запросили поддержку у Минтранса и поддержка была оказана самым эффективным образом. Три борта Ил-86 забрали по 350-370 человек и через 3 часа все они были в Москве.



Рогожкин: Юрий Владимирович, а вот проблема с трудностями в корпусе МЧС, которые, может быть, имели место или имеют сейчас, с чем приходится сталкиваться, у вас очень опытные люди, но вместе с тем каждый раз это новая ситуация. Были ли задачи, которые приходилось решать экстремальным путем, применительно к этой ситуации? Можете рассказать?


Бражников: Ну, конечно, мы формируем из наиболее опытных сотрудников оперативную группу. Она включает координатора — руководителя группы, включает медиков из Центроспаса. Безопасность также отслеживается нашими сотрудниками при посадке и, конечно, осуществляется полное взаимодействие со всеми службами: пограничными, таможенными, службами аэропортов. Сложность заключается в том, чтобы собрать всех людей и довезти, не потеряв никого, самым безопасным путем до аэропорта отправки. Наша задача была — обеспечить готовность на аэродроме вылета. У тех, кто вел колонны, тех, кто собирал людей, – у них, мне кажется, была наибольшая ответственность, наиболее сложная задача. Конечно, были операции, когда мы непосредственно эвакуировали людей из зон боевых действий.



Вопрос журналиста: Колонны транспорта с людьми идут ночью или днем? Вы сказали, что есть готовность осуществлять гуманитарные поставки в Ливан. Но уже известно, что и в Израиле есть разрушения и погибшие, идет ли речь о том, чтобы оказывать поддержку и Израилю?


Бражников: Во-первых, колонны идут днем. Автобусы имеют соответствующую раскраску, нумерацию. Делается соответствующее уведомление на межгосударственном уровне. Второе. Мы еще не оказываем помощи Ливану, мы только имеем запрос этого государства об оказании помощи, мы готовы, по решению руководства РФ, такую помощь оказать. Что касается Израиля, запроса такого не поступало.


Вопрос журналиста: Каким образом задействованы московские аэропорты, где приземляются самолеты из Сирии. Какие рейсы будут в ближайшее время?


Бражников: Мы взаимодействуем с руководством аэропортов, просим у них отдельные помещения, как были в Домодедово, где могут сосредоточиться люди, могут работать психологи. Я не знают никаких фактов претензии к властям аэропортов.

Что ожидается? Если мы завтра будем эвакуировать ту группу, которую прогнозирует Министерство иностранных дел, то полетит самолет МЧС России. Группа прибудет в Домодедово, людям окажут необходимое содействие. Они будут беседовать с психологами, будут встречаться с родственниками.


Вопрос журналиста: В какие сроки планируется завершить операцию по эвакуации всех российских граждан из Ливана?


Бражников: Мы будем работать столько, сколько будет поступать запросов и ориентировок от Министерства иностранных дел. До тех пор, пока заявки не будут исчерпаны — мы будем работать. Операция по эвакуации будет продолжаться столько, сколько нужно.


Вопрос журналиста: Вы не могли бы поподробнее рассказать о том, как люди попадают в списки по эвакуации. А если человек оказался без документов, будет ли ему оказана какая-то помощь? Я был в аэропорту Домодедово, эти списки вешаются в аэропорту на стенку только по факту прилета. Почему это не делается заранее?


Бражников: Автобусы должны уйти четко в назначенное время, чтобы попасть в коридор, который открыт. Дипломаты, консульская служба проверяют все документы и делают все возможное, чтобы отправить людей. Можно даже за время движения до ливанской границы проверить документы. Идет постоянное уточнение списков. Конечно, проще всего работать с теми людьми, которые зарегистрировались в консульской службе Министерства иностранных дел. Но «пока гром не грянет», многие не регистрируются. Поэтому есть противоречия в конечных цифрах количества людей, которые находятся на территории Ливана. Тех, кто зарегистрировался, их легко найти, позвонить им и пригласить к эвакуации. Те, кто не зарегистрировался — вторая категория. С ними сложнее, потому что они не всегда охвачены оповещением, они могут уехать самостоятельно, имея какой-то транспорт или иные возможности. Есть люди, у которых имеются не все документы. Установив, что это граждане России или СНГ, делается все возможное, для того, чтобы доставить их на родину и уже здесь решить вопрос с документами. Естественно, списки вывешиваются в самый последний момент, потому что все эти этапы требуют уточнений. Например, на границе говорят — 1066 человек, а в аэропорту люди могут или отсеяться, или же наоборот – сесть больше людей на борт, чем мы объявили. Поэтому, конечно, окончательный вариант списков вывешивается уже в аэропорту прибытия, он наиболее точный.


Рогожкин: Я хочу от вашего имени поблагодарить Юрия Владимировича за то, что он нашел время, чтобы встретиться с нами. И хочу пожелать чтобы, все что делает МЧС, завершалось благополучно. Спасибо Юрий Владимирович. Спасибо вам, дорогие коллеги.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру