Пиотровскому объявили выговор

Представитель Роскультуры — “МК”: “Самое удивительное, что в Эрмитаже с точки зрения документов — все в порядке”

В Москву из Санкт-Петербурга вернулась комиссия, расследовавшая обстоятельства хищения 221 экспоната из Эрмитажа. К каким выводам она пришла? Об этом “МК” рассказала начальник управления культурного наследия, художественного образования и науки Роскультуры Анна Колупаева.


— В Эрмитаже работали две комиссии — Роскультуры и Росохранкультуры. Первая изучала ситуацию с точки зрения закона, Росохранкультура — с точки зрения организации работы, учета и хранения. У нас нет противоречий, и наши выводы совпали. Сразу скажу, что криминал не наша компетенция. Меня только приятно удивила та корректность, с которой следственные органы работали в Эрмитаже: они не мешали работе музея.

— Итак, каковы ваши выводы?

— Нарушения, безусловно, есть. И более того, если бы не плановая проверка, то, боюсь, выявление этих нарушений растянулось бы на годы. Эрмитаж, как и другие российские музеи, делал проверку, но очень медленно, потому что, во-первых, музей большой, во-вторых, у него самая большая выставочная деятельность (в год более 200 выставок только за пределами музея). Сроки не соблюдались, за что директор Михаил Пиотровский будет наказан.

— О каком наказании идет речь?

— Выговор объявим. Пока. За все предыдущие кражи Пиотровский уже получал выговоры.

— Но если Пиотровский уже не первый раз предупреждался, то почему он не делал выводов? Или он так занят пиаром собственной персоны и организацией экспозиций в казино за рубежом?

— Самое удивительное, что в Эрмитаже с точки зрения документов все в порядке. Есть приказы, обязывающие следить, контролировать, вести учет и так далее. Документы есть, а должного исполнения — нет. Человеческий фактор — самое слабое звено. Что вы хотите: многие хранители — это очень пожилые люди, которые привыкли работать по старинке.

— Все-таки насколько велика ценность украденных экспонатов?

— Надо признать, что для Эрмитажа это вещи второго ряда, они редко экспонировались и выставлялись. То есть это не главные предметы коллекции. Но тем не менее завтра выйдет приказ Роскультуры, где первым поручением будет значиться — в максимально короткие сроки провести проверку наличия экспонатов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни. И не только в отделе, где совершена кража. Второе поручение — мы ставим задачу пересмотреть график перемещения экспонатов в новое фондохранилище.

— Почему так ставится вопрос? Вы не боитесь, что по дороге какие-то экспонаты опять “потеряются”?

— Это необходимо потому, что помещения, где сейчас хранятся ценности, расположены то в подвальных помещениях, то за основной экспозицией. И в результате хранитель может идти с экспонатом из одного конца музея в другой, что само по себе небезопасно. В связи с этим мы будем просить правительство ускорить сдачу второй и третьей очереди фондохранилища в Старой Деревне. Первая очередь уже сдана, и одна треть экспонатов туда переехала.

— В связи с тем, что случилось в Эрмитаже, — Роскультура направит туда дополнительные силы для учета и контроля?

— Нет, мы этого не будем делать. Все хранилища, где есть драгоценные металлы, будут дополнительно усилены системой сигнализации и видеонаблюдения. То есть увеличится количество рубежей охраны.

— Средства, естественно, выделит ваше ведомство?

— Нет, средства у Эрмитажа есть. Мы же выделим только на следующий год.

14 августа Михаил Швыдкой вылетает в Питер на заседание президиума Союза музеев России, куда приглашено руководство Росохранкультуры. В центре обсуждения станут концептуальные вопросы охраны и контроля музейных ценностей в современных условиях.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру