Галина Вишневская сыграла бабушку солдата

Как Сокуров снимал в Грозном “Александру”

16 августа 2006 в 00:00, просмотров: 511

Александр Сокуров завершил работу над документальным фильмом “Элегия жизни” о Галине Вишневской и Мстиславе Ростроповиче. Картину с успехом показали на кинофестивале в Локарно, где Сокурову вручили “Леопарда” за “заслуги в искусстве”.

В Швейцарию Сокуров приехал из Грозного, где он снимает новый художественный фильм “Александра”, главную роль в котором сыграла Галина Вишневская. В картине она — бабушка, которая поехала к внуку, служащему в Грозном. Сокуров продолжает тему семьи, начатую в картинах “Отец и сын”, “Мать и сын”.


Даже работая в эпицентре военного конфликта, он снял картину в рекордно быстрые сроки — за 1,5 месяца. Каждый съемочный день группу, отправляющуюся на объект, сопровождали специалисты по разминированию. Они шли впереди и тщательно проверяли дорогу. Еще с кинематографистами следовали военные, чтобы уберечь от пуль и помочь пересечь особо опасные районы. Ведь в городе ни на день не прекращалась стрельба.

Сокуров счел такой риск оправданным: военный Грозный в павильоне не снимешь. Для режиссера было принципиально важно приехать на натуру — показать настоящие разрушенные улицы города, квартиру героини, военную часть…

— Главное в моем фильме — атмосфера, настроение, — отметил Александр Сокуров. — Очень хочу, чтобы зритель увидел на экране удивительные человеческие портреты, очень простые, понятные характеры, и глаза, которые прощают.

Киногруппа, чтобы не подвергать себя лишней опасности, въезжая-выезжая из города, весь период съемок провела в Грозном. И Галина Вишневская отказалась от других своих планов и полностью посвятила себя картине.

— На съемках она не позволяла себе никаких капризов, — рассказал “МК” Андрей Сигле, композитор, он же продюсер картины. — Вишневская — работоспособная, дисциплинированная и, главное, очень талантливая актриса. Она ловила характер Александры с поразительной точностью.

“Александра” — история о том, как женщина проводила внука в армию. Молодой человек попал служить в Грозный. Бабушка решила навестить его. Александра уверена, что встреча с ней придаст сил молодому солдату. Опасная поездка не испугала ее. Она сама пережила войну и знает, как тяжело достается мир. В ее сердце — желание понять людей, которых она встречает на пути...

По мнению режиссера, всем женщинам присуще разумное чувство прощения и желание сохранить жизнь. Поэтому Александра в Грозном не встретила ни одного отрицательного персонажа, не ощутила ни внутренней дистанции между собой и жителями разрушенного города, ни страха перед ними.

— Сокуров очень любит снимать непрофессионалов, поскольку они не обречены на штампы, наработанные в кино или театре, — говорит Сигле. — Часть ролей сыграли члены съемочной группы. Поскольку для поездки в зону военного конфликта нельзя собирать большой коллектив.

— И вы тоже играли?

— Нет. Мне эпизод достался только у Константина Лопушанского в “Гадких лебедях” — пришлось встать в кадр, потому что не приехал актер. А на “Александре”, слава богу, все были живы и здоровы, и я никого не заменял.

— А за кем последнее слово — за вами или за режиссером?

— За Сокуровым, конечно! У нас же авторское кино, а не продюсерское. Тут при работе с режиссером важнее всего деликатность и интеллигентность. Но это не означает диктатуру Сокурова — мы работаем в диалоге. Только в продюсерском кино, как в антрепризе, окончательное решение за продюсером: менять актеров или режиссеров, переделывать сценарий.

— Работа шла тяжело. И я многого жду от этой картины для освобождения души, — итожит сделанное сам Сокуров.




Партнеры