Спешка для бедных

Подмосковных землевладельцев обложили по-рыночному

Начало сентября — традиционное время уплаты земельного налога. Но сегодня появления в своих почтовых ящиках квитков из налоговой жители Подмосковья и московские дачники ждут с тревогой. Как известно, с этого года налог на землю рассчитывается по-новому, и прошла информация, что для кое-кого он вырастет в десять, а то и в сто раз!

В отличие от новых лекарств новые законы на животных не испытывают, поэтому после их принятия нередко оказывается, что к применению они совершенно непригодны. Вспомнить хотя бы монетизацию льгот. И вот очередной подарок от родного государства. Суть нововведений проста: теперь налог будут брать от кадастровой стоимости земли. Правительство установило ставку налога: для большинства категорий земель — не более 0,3%. А Роснедвижимость провела кадастр и определила стоимость каждой подмосковной сотки.

Когда люди перемножили в столбик кадастровую оценку на площадь своих участков, а потом взяли от суммы нужный процент, глаза, как говорится, полезли на лоб. Так, плата за приусадебный участок в деревне во многих местах выросла в 5—10 раз, а за землю под гаражом в городских ГСК — в 70 раз!

“Раньше пьяниц и проституток за 101-й км высылали, а теперь не иначе как всех коренных жителей решили из Подмосковья выжить”, — рассудили сельские граждане и стали готовиться к самообороне. Ну никак не сможет дед, получающий пенсию 3000 рублей, заплатить 5000 налога в не самом дорогом Истринском районе. То же самое относится и к дачникам с их шестью сотками. Словом, реформа, как обычно, ударила по бедным.

Впрочем, браться за вилы и топоры рано. Как оказалось, новый порядок принят в спешке, и он еще будет корректироваться. Дело в том, что федеральная власть установила только предельную ставку налога, а местные власти могут ее уменьшить.

— Ставки налога положено утверждать за месяц до наступления налогового периода, то есть до 1 декабря, — депутат Мособлдумы Павел Грудинин объясняет, почему все так получилось. — К этой дате во всех районах законопослушно утвердили ставку 0,3%, записанную в федеральном законе. Какой будет кадастровая оценка земли, еще никто не знал — ее результаты стали известны чуть ли не 30 ноября. Позже, когда все подсчитали, стало понятно, что налог нужно уменьшать — люди его не потянут.

В ряде муниципалитетов корректировку провели еще весной. Ставку рассчитали “от обратного”: таким образом, чтобы сумма собранного налога была равна прошлогодней плюс 10—15% инфляции. В Ленинском районе это сделали одними из первых. И что, все вопросы сняты? А вот этого не скажешь. В Видном есть, например, места, где по одну сторону улицы налог в пару-тройку раз больше, чем по другую. Что поделаешь — граница между кадастровыми кварталами проходит как раз по улице, а цена в кварталах разная.

Есть проблема и с торговыми центрами вдоль МКАДа. Земле там присвоили такую стоимость, что налог для гипермаркетов увеличился в 125 раз! Теперь налоговики, землеустроители, районные чиновники и депутаты ломают головы, что с ними делать. Снизишь ставку для категории “Земли под объектами торговли” так, чтобы у гипермаркетов стал вменяемый налог, тогда магазины внутри района будут платить жалкие копейки — потеряет бюджет. Вот это арифметика! А вы говорите — гипотеза Пуанкаре, Перельман…

В дальних районах свои заморочки. Например, в Серпуховском, близ села Липицы, кадастровую стоимость установили в 57 тысяч рублей за сотку! (Для сравнения: несколько лет назад здешний совхоз “Заокский” со всеми потрохами, т.е. постройками, коровами и тракторами, ушел в руки лендлорда по цене 19 (!) рублей за сотку.)

Вопросов, почему тот или иной участок стоит столько, а не столько, уже сейчас хватает. А когда людям разнесут налоговые уведомления, их наверняка станет еще больше. Начнутся жалобы, хождения по инстанциям, протесты.

— Надо хотя бы внести в постановление федерального правительства поправку, разрешающую на переходный период пересматривать кадастровую оценку земли ежегодно, а не раз в три года, как записано сейчас, — считает депутат Грудинин. — Тогда можно будет оперативно исправлять ошибки, которые оценщики в спешке понаделали.

Губернатор Борис Громов рекомендовал муниципалитетам отодвинуть сбор налога на ноябрь, а ставки налога установить такие, чтобы платить пришлось не намного больше, чем год назад. Все ли прислушаются к рекомендации? Прелесть земельного налога для муниципалитетов в том, что он целиком идет в местный бюджет. Уже есть города и районы, где ставку уменьшили, но налог при этом все равно вырос в 3—4 раза по сравнению с прошлым годом. А ведь пенсии за это время выросли не в разы, а на 3—4%.

Чего мы точно никогда не узнаем, так это почему государство очередную реформу начало с земельного налога, а не, к примеру, с налога на имущество. Ведь плату за землю худо-бедно собирали всегда, а вот за тьму-тьмущую появившихся в последние годы коттеджей их владельцы не платят в казну ровным счетом ничего. До сих пор действует норма, согласно которой, если коттедж не принят в эксплуатацию, налогом на имущество он не облагается. Хотя хозяева годами живут в своих “недостроенных” замках. Казалось бы, двойная польза государству: и кучу внеплановых денег в бюджет собрали бы, и руку на операциях по оценке набили. Ан нет, деревенских бабушек и дедушек, как это обычно бывает, когда надо поэкспериментировать, пропустили вне очереди.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру