Эту прибыль не задушишь, не убьешь

От повышения пошлин на нефть автомобилисты не выиграют

30 августа 2006 в 00:00, просмотров: 347

Через месяц с небольшим, с 1 октября, экспортные пошлины на нефть установят очередной рекорд. Заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина РФ Александр Сакович выступил с прогнозом, что их величина может составить 239 долларов за тонну.


Государство закручивает вентиль на нефтяной трубе, используя рыночные механизмы. Налоговая нагрузка на нефтяной сектор все увеличивается. Впрочем, соболезнования нефтяникам можно не отправлять.

Пошлина на нефть устанавливается правительством раз в два месяца. Сначала чиновники проводят мониторинг мировых цен за истекший период. А уж затем, исходя из этих данных, высчитывают по определенной формуле ставку пошлины на следующие два месяца. В результате получается, что компании платят пошлину как бы с двухмесячным запозданием.

К примеру, пошлину с 1 августа установили по показателям цен в мае—июне. И компании получают дополнительную прибыль за счет того, что с тех пор “черное золото” лишь подорожало. Счет идет на сотни миллионов, если не на миллиарды долларов, которые на протяжении пары месяцев можно прокрутить в обороте и получить за счет такого сочетания резерва времени и наличия свободных средств дополнительную прибыль. Конечно, если нефть подешевеет, компаниям придется заносить пошлину в госказну чуть ли не себе в убыток, “отсрочка” по ставке пошлины сыграет против них. Но этого еще надо дождаться. Во всяком случае, за последние два года пошлины установили уже десять рекордов, что не помешало нефтяникам получать сверхприбыли. Как отметил тот же Сакович, в 2005 году нефтяные компании получили 40 миллиардов долларов чистой прибыли при сплошных рекордах величины пошлины.

В свое время либералы, уповающие на рыночные механизмы, обещали, что рост экспортных пошлин сделает менее выгодным экспорт нефти, и из-за этого нефтяные компании станут больше предлагать ее для переработки на внутреннем рынке. Но их расчеты, базирующиеся на экономической теории, раз за разом опрокидывают не только стремящиеся ввысь цены на “черное золото”, но и российские реалии. Так, даже нынешние 216,4 доллара, взимаемые государством с каждой экспортируемой тонны, ничуть не увеличили переработку нефти на российских заводах. По расчетам Минпромэнерго, поставки нефти на российские НПЗ уменьшатся почти на 4% по сравнению с третьим кварталом прошлого года, когда пошлина была чуть ли не в два раза ниже нынешней. Да и цены на бензин рост пошлин никак остановить не может. Хотя бы по той причине, что крупные нефтяные компании сами устанавливают правила игры. А увидеть капиталиста, который отказался бы от прибыли добровольно, еще никому не удавалось. Сумасшедшие дома не в счет. Даже если цены на нефть упадут на мировом рынке, наши нефтяные монстры обязательно отыграют упущенную прибыль, подняв цены на бензин на внутрироссийском рынке.

В общем, в любом случае автомобилистам пора в очередной раз затягивать пояса. И решать дилемму: самому поесть или железного коня накормить.





Партнеры