Святой Даниил не уберег субмарину

Атомоход сгубила искра

8 сентября 2006 в 00:00, просмотров: 612

На Северном флоте снова крупное ЧП: на атомной подводной лодке “Святой Даниил Московский” произошел пожар. С огнем экипаж справился самостоятельно, но жертв избежать не удалось — два человека погибли.

Как стало известно “МК”, лодка находилась в плановом походе и шла чуть севернее полуострова Рыбачий. Вечером в среду в электромеханическом отсеке АПЛ случился пожар. Возник он, вероятнее всего, из-за замыкания в электропроводке. Сразу же сработала аварийная защита ядерно-энергетической установки подлодки, субмарина всплыла, и экипаж — согласно инструкции — стал бороться за живучесть. Ровно в полночь (через три часа после загорания) огонь был потушен собственными силами.

“Никакой угрозы ядерного заражения нет”, — сообщил представитель Северного флота. Правда, люди погибли: мичман Шабанов и матрос-контрактник Тюев отравились угарным газом. Здесь, кстати, есть вопрос — в отсеке должны быть индивидуальные кислородные приборы.

Из-за пожара лодка потеряла плавучесть: ни продолжить поход, ни самостоятельно вернуться на базу в Видяево она не могла, поэтому ее туда тащили “за ноздрю” — на буксире в надводном положении. Транспортировка субмарины длилась около 12 часов. На пирсе ее уже поджидали представители следственной группы военной прокуратуры Северного флота. Уголовное дело возбуждено по статье “Нарушение правил кораблевождения”.

“МК” удалось разыскать офицера, служившего на этой субмарине. Вот что он рассказал:

— Реактор находится в 4-м отсеке, а пожар случился в 6-м, электротехническом. Затонуть из-за пожара в этом отсеке лодка не могла. Там расположены щиты — пульт управления электроэнергетической системой. Вахту там несет техник, а в данном случае там был еще и электрик, не исключено, что он исправлял какую-то неисправность, возникшую ранее. В этом отсеке людей могло находиться больше, ведь он частично жилой: там находятся каюты командиров первого и второго дивизионов. Но, похоже, что в момент пожара их там не было.

У подводников существует “Руководство по борьбе за живучесть”, согласно которому в случае аварийной ситуации личный состав остается там, где его застал сигнал тревоги. То есть никто никуда не бежит, а борется за живучесть данного отсека. Если пожар — значит, борются с огнем, если вода — с водой именно те люди, которые оказались в аварийном отсеке (сам отсек блокируется). В прилегающих, не аварийных отсеках создают рубежи обороны. Это определенные мероприятия, которые нужно провести. Готовится аварийная партия, которая в случае необходимости войдет в этот отсек.

В причинах возникновения губительной искры будут разбираться прокуратура и флотская комиссия. Впрочем, главком ВМФ уже заявил, что лодка не проходила плановый ремонт.


СПРАВКА "МК"

“Святой Даниил Московский” — это АПЛ “Б-414” второго поколения, но по нынешним реалиям достаточно новая: в состав Северного флота она вошла в 1991 г.

Вершиной мастерства экипажа явилась боевая служба 1993 г., во время которой была вскрыта противолодочная обстановка в Баренцевом и Норвежском морях. Тогда удалось обнаружить семь иностранных подлодок. Звездным часом для подводников атомохода стал арктический поход к Северному полюсу. Впервые в истории Российского флота и в ознаменование его 300-летия на вершине планеты — Северном полюсе — подняты Государственный флаг России и Андреевский флаг ВМФ. Пробиваясь к полюсу, субмарина 14 раз всплывала в полыньях и разводьях. Подо льдами Арктики сделано два круга вокруг земной оси. За мужество и отвагу, проявленные в этом походе, 30 членов экипажа награждены орденами и медалями, а командиру — капитану 1 ранга Сергею Кузьмину — присвоено звание Героя.

Почетное собственное имя “Святой Даниил Московский” лодка получила в 1996 г. Над субмариной шефствует Южный административный округ Москвы.

Корабль с проверками неоднократно посещали лично главкомы ВМФ адмиралы Ф.Громов и В.Куроедов, командующие Северным флотом. В 1991 г. на корабле побывал первый лорд Великобритании Джулиан Освальд. В 2003 г. лодку посетил и министр обороны РФ Сергей Иванов.

После гибели АПЛ “Курск” лодка обеспечивала поисково-спасательную операцию в районе аварии.

В настоящее время экипаж АПЛ насчитывает 96 человек. Командует субмариной капитан 1 ранга Владимир Волков. Водоизмещение корабля составляет 4950/6990 т. На борту находятся два реактора ВМ-4П (по 75 мВт), скорость — 12 узлов (в надводном положении) и 30 (в подводном), автономность — 80 суток. На вооружении находятся ракеты стратегические крылатые “Гранат” и торпеды калибра 533 мм.




    Партнеры