Почему тормозит “дачная амнистия”?

Павел Крашенинников: “Если вас футболят — обращайтесь в суд”

С 1 сентября вступил в силу долгожданный для россиян закон о “дачной амнистии”. Прошел месяц. И что? К сожалению, пока “как всегда”: граждане потянулись с бумажками и справками к окошкам в БТИ и органы регистрации, а им — от ворот поворот. По-прежнему требуют разрешение то на строительство, то на ввод в эксплуатацию... Что такое? Неужели опять депутаты (не к ночи будь помянуты!) приняли неработающий закон?

Мы попросили объяснений у Павла КРАШЕНИННИКОВА, председателя думского Комитета по законодательству.


— Что здесь — законодательный брак или, как принято говорить, “правоприменительная практика”?

— Я как раз сейчас проехал по регионам, и складывается впечатление, что просто не все чиновники детально изучили текст закона. Казалось бы, никаких помех нет, но они говорят: “Мы пока не знаем, как действовать, нет инструкций”. Я бы посоветовал почитать Конституцию, где говорится о прямом действии норм закона, если в нем нет отсылки к подзаконному акту (постановлению, распоряжению), а мы постарались сделать так, чтобы ссылок такого рода в тексте было как можно меньше.

Что касается подзаконных актов — плохо, что правительство подготовило и опубликовало образцы деклараций на недвижимое нежилое имущество и выписки из поземельных книг поздно, лишь в конце августа. Но все-таки опубликовало. А вот вы знаете, например, что 90% субъектов Федерации до сих пор не приняли региональных законов о плате за межевание земли? Мы законом о “дачной амнистии” отдали им право определять цену этой услуги, надеясь на ее удешевление, но до сих пор то, что положено сделать, не сделано! А потом говорят: “Закон не работает!”

— Но в московских и подмосковных БТИ, например, требуют разрешение на строительство жилого помещения даже в тех случаях, если собственность на землю уже оформлена...

— Разрешение на строительство для тех объектов, которые подпадают под действие закона, мы отправили в историю. А с БТИ — отдельная песня. Не хочу говорить плохо обо всех, там работает очень много хороших специалистов, но с самой организацией дела — большая путаница, усугубившаяся в ходе административной реформы и распределения полномочий между уровнями власти. Где-то эти структуры муниципальные, где-то — в подчинении региональных властей. Росстрой, федеральный орган, обеспечивает методическое руководство, не более того, прямых административных рычагов воздействия на органы БТИ на местах у него нет.

— И что же делать гражданам, которых футболят?

— Граждане могут обращаться в суд. Или попробовать воздействовать на органы БТИ в административном порядке: там, где они подчиняются муниципалитетам, — жаловаться в муниципалитеты, там, где региональным властям, — региональным властям. Я думаю, когда число жалоб станет критическим, власти не смогут их проигнорировать.

Еще граждане должны требовать от органов регистрации, чтобы там при входе висели образцы заполнения деклараций и прочих документов. А то в некоторых регионах заставляют граждан сначала купить образец бланка, который скачивают из Интернета и распечатывают. Это — нарушение закона.


Беседовала Марина ОЗЕРОВА

Действительно, не секрет, что “дачная амнистия” споткнулась о позицию чиновников, которые некомпетентно трактуют новый федеральный закон. Например, не только в местных отделениях БТИ, но и в центральных руководители требуют от клиентов документы по принципу “кто во что горазд”. И то, что судебный прецедент должны создавать сами владельцы недвижимости, которую они хотят зарегистрировать по новому закону, — утешение не из приятных.

В данном случае многим поможет квалифицированный и юридически точный ответ МосгорБТИ на вопрос, какие требуются документы, чтобы оформить по новому закону индивидуальные жилые дома:

“Технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства оформляется организациями технической инвентаризации при предъявлении заказчиком правоустанавливающих документов на земельный участок, документа, удостоверяющего личность, и доверенности (в случае, если заказчик действует по доверенности). Отсутствие у заказчика разрешительной документации на строительство не является основанием для отказа в учете и оформлении технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства. Сведения об отсутствии разрешения на строительство указываются в “примечании” раздела 1 “Общие сведения” технического паспорта на жилой дом согласно Приказу Минэкономразвития России от 17.08.2006 г. №244”.


Первый заместитель

начальника ГУП МосгорБТИ

Т.Н.МАЛИНИНА


Желающие воспользоваться “дачной амнистией” столкнулись с еще одной трудностью. Напомним, что узаконить права на постройку по “дачной амнистии” можно, только подтвердив свои права на земельный участок, на котором эта постройка расположена. Если никаких других документов на землю нет, Росрегистрация готова удовольствоваться выпиской из похозяйственной книги. В советские времена эти сборники хранились в сельсоветах, и в них делалась запись, что тогда-то такому-то гражданину предоставлен определенный земельный участок. Сейчас граждане в массовом порядке сталкиваются с тем, что многие книги за 50—80-е годы просто утеряны. Нет их ни в местных администрациях, ни в архивах. Другая проблема: книга есть, но записи о конкретном земельном участке в ней не содержится.

Что делать в таком случае — чиновники заранее не предусмотрели, а люди, посланные незнамо куда, незнамо за чем, оказались в безвыходном положении.


СПРАВКА "МК"

Более 25 тыс. обращений от граждан и около 2 тыс. от муниципальных органов поступило в Росрегистрацию за первый месяц действия закона о дачной амнистии, вступившего в силу с 1 сентября 2006 года — такие цыфры привел на днях руководитель Роснедвижимости Михаил Мишустин.

Он отметил, что “массового потока пока нет”, а существенный рост обращений ожидается через несколько месяцев. Поскольку с 1 января 2007 года пошлина за оформление будет снижена с 500 рублей до 100 рублей.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру