Последний самолет

Наш специальный корреспондент передает из Грузии

Тбилиси еще оклеен предвыборными плакатами. Но выборы прошли, и отношения с Россией становятся главными в повестке дня. Тем более что в Тбилиси начали прибывать первые депортированные из Москвы граждане Грузии. Те же самолеты МЧС, которые их доставили, приняли на борт других грузин — граждан России. Они отправились в Москву.


Огромная толпа в аэропорту Тбилиси жмется к ленточкам ограждения. За ленточки грузинские полицейские в синей форме пускают по одному и строго по списку. Какая-то женщина прорвалась и побежала к стойке регистрации. За ней бросился полицейский, вернул.

Толпа молчит. Никто не возмущается, не болтает с соседями. Какая-то девушка плачет. Женщина средних лет, которая уже прошла за ленточку, молча гладит ее по лицу. Большинство людей отказываются отвечать на вопрос, кто они и почему едут в Россию. Хотя никакого криминала в том, что они летят в Москву на самолете МЧС, который прибыл в Грузию за российскими гражданами, вроде бы не было.

Большинство из тех, кто собрался в аэропорту, по виду явно грузины. Славянские лица встречаются редко.

— Я грузинка, но живу в России, сюда приезжаю каждый год отдыхать к родственникам, — словоохотливая гражданка с обесцвеченными волосами не обращает внимания на соседей, которые поглядывают на нее с осуждением. — Зовут меня Заира. Занималась бизнесом. В Грузии живут двоюродные сестры, братья. Гостила у них. Когда все это началось, обратилась в российское посольство. Через Армению, Азербайджан ехать опасно, потому что там грабят тех, кто приехал из Грузии. В Тбилиси меня тоже ограбили, прямо на улице сорвали золотые украшения. Наверное, они подумали, что я русская. Мне часто на улице говорят: “Что вы, русские, здесь делаете? Уезжайте”.

Соседки Заиры горячо заговорили по-грузински, видимо, не согласны со словами Заиры.

— Я 30 лет живу в Москве, а здесь у меня все родственники, — рассказала Нелли. — Кроме сыновей, которые тоже живут и работают в Москве. Приезжала в Грузию в гости, теперь вот уезжаю.

У большинства отъезжающих были похожие истории: приехали в гости к родственникам в Грузию и здесь застряли.

— Я приезжала к сестре, которая у меня гражданка Грузии, чтобы побывать на могиле родителей, — рассказала Светлана, врач по профессии. — Через Киев или Ереван лететь очень дорого, не по моему карману.

Высокая девушка, настоящая русская красавица, держит на руках маленького Давида. Еще один ребенок, девочка, не отпускает руку отца. Отец остается, дети с мамой улетают.

— Мы живем в Ярославле, я гражданка России, муж — Грузии, — рассказала Маргарита. — Он хочет получить российское гражданство. Мы приехали сюда, чтобы оформить все необходимые документы. Когда теперь можно будет решить этот вопрос — неизвестно. Я вернусь в Россию, сделаю приглашение. Может быть, когда-нибудь почта откроется. Когда российское посольство сюда вернется, муж сможет получить визу и приехать. Но когда это будет?

Российские санкции ударили прежде всего по смешанным семьям. Журналистка Вера Церетели всю жизнь прожила с мужем-грузином, вырастила двоих детей. Она — гражданка России, москвичка с видом на жительство в Грузии, он — гражданин Грузии, дети — граждане России. Недавно у них гостил сын с женой и внуком, успел уехать, пока самолеты летали. А вот дочь отменила запланированный приезд. Как будут жить дальше, пока не думали, надеются, что долго все это не продлится.

По сведениям российского посольства, в пятницу самолеты МЧС вывезли из Грузии 215 человек, среди которых были и два гражданина Грузии — ветераны Великой Отечественной войны. Однако поток желающих уехать меньше не становится. Около российского консульства — постоянное скопление народа, человек сто ждет своей очереди, чтобы записаться в списки на “эвакуацию”. Здесь тоже преобладают грузинские лица, а у русских вид виноватый. Они громче всех ругают политику Москвы.

— Мне непонятно, что делает наше правительство, — говорит Олеся. — Эти санкции ударили по простым людям. Если им не нравится Саакашвили, пусть с ним и разбираются, мы-то тут при чем?

— Лучше Саакашвили никого нет, — говорит грузинка Мзия. — Пусть в Москве не рассчитывают на то, что народ его скинет. Он единственный что-то делает для народа.

На понедельник заказано два самолета МЧС. Но все желающие в них явно не поместятся.

— Чтобы все поместились, мы будем взывать к гражданской ответственности, — говорит советник-посланник посольства РФ в Грузии Иван Волынкин. — У многих есть уже оплаченные билеты Тбилиси—Москва, эти люди могут лететь с этими билетами. Их можно переоформить. Нет никаких проблем доехать до Еревана или Баку, тем более что ряд авиакомпаний обеспечивает проезд. Некоторые вполне могут задержаться, им нет необходимости лететь срочно.

В нашем посольстве осталось всего несколько сотрудников, которые будут оказывать помощь российским гражданам, остающимся в Грузии, и осуществлять в каком-то объеме контакты с грузинским руководством. Возвращение посла в ближайшее время не ожидается.

Когда блокада будет снята и произойдет ли это вообще, никто не знает. По мнению информированных источников, санкции против Грузии готовились давно, и арест российских офицеров стал только поводом для их введения. Поэтому их и не стали отменять после освобождения “шпионов”. Отменены санкции могут быть только в одном случае: если руководство Грузии даст ясный сигнал, что готово к изменению своей политики. Глядя на Саакашвили, как-то не верится, что такое возможно.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру