Что читают дети Путиных?

Помоги школьной библиотеке, как когда-то она помогла тебе

16 октября 2006 в 00:00, просмотров: 1439

Говорят, технический прогресс “похоронит” Ее Величество Книгу. В век компьютеров и Интернета старая добрая библиотека — с традиционной геранью на подоконниках и пестрыми книжными полками — становится архаикой. И даже там, куда еще не дотянулась Всемирная Паутина, а телевизор ловит только две программы, зарастает тропа к пыльным библиотечным стеллажам. Интерес к чтению в нашей некогда “самой читающей стране в мире” катастрофически падает.

И только школьные библиотеки продолжают нести миссию интеллектуального полюса, который манит юных искателей Истины.

Как поддержать интерес детей к чтению? Чем общество может помочь школьным библиотекам? Как не потерять нравственные устои, дарованные нам в писательском наследии великих? Эти и другие задачи пытаются решать сотрудники Центра развития русского языка. На днях там состоялся брифинг Людмилы Александровны ПУТИНОЙ и профессора, доктора педагогических наук Натальи Дмитриевны ГАЛЬСКОВОЙ, рассказавших журналистам о проектах центра и грядущем фестивале “БиблиОбраз-2007”.


— Один из наших важнейших проектов — международный фестиваль “БиблиОбраз”, ставший уже традиционным, — отметила Людмила Путина. — Он пройдет в Москве в октябре 2007 года.

— “БиблиОбраз-2007” продолжит традиции предыдущих фестивалей, — сказала Наталья Гальскова. — Вместе со специалистами, в том числе и зарубежными, мы хотим обсудить проблему государственной и общественной поддержки подросткового чтения в условиях экспансии видеоиндустрии. В конкурсе на лучшего читателя книг “ЛУЧИК” на этот раз примут участие не только столичные школьники, но и ребята из регионов. Продолжится и литературный конкурс “Ступени” среди молодых (до 35 лет) писателей и поэтов, адресующих свои произведения подросткам. На круглом столе в Кремле участники и почетные гости “БиблиОбраза-2003” решили издать сборники книг, рассказывающих о современной жизни подростков в разных странах. И вот на следующем фестивале пройдет презентация сборника книг — результата акции “Открываем друг друга”. Сборник на русском языке уже почти готов. Получается, на наш взгляд, очень интересная работа. В ней будут произведения авторов из Австрии, Азербайджана, Англии, Армении, Болгарии, Германии, Киргизии. Таким образом, у наших детей появится уникальная возможность прочитать книгу, рассказывающую о проблемах и чаяниях их сверстников за рубежом.

— Предыдущие два фестиваля “БиблиОбраз” проводились с участием первых леди целого ряда зарубежных государств. Сохранится ли эта традиция?

— Супруг руководителей других стран мы приглашали на “БиблиОбраз” для того, чтобы наш проект получил поддержку на международном уровне, — ответила Людмила Путина. — Мы хотели позаимствовать у зарубежных коллег опыт развития школьных библиотек. Нашему библиотекарю остается пока только мечтать о том, что мы и наши специалисты видели в Америке, Германии, Франции, Австрии. Надеюсь, наступит тот момент, когда и наши школьные библиотеки будут такими же комфортными, удобными, уютными и роскошными.

— А кто станет основными участниками фестиваля?

— В нем будут участвовать ребята 12—14 лет. Наш выбор не случаен, — подчеркнула Людмила Александровна. — По свидетельству психологов, именно детям этого возраста родители уделяют меньше всего внимания, в это время они, как правило, предоставлены самим себе. Обычно папы и мамы стараются опекать детей лет до девяти, а также в последних классах школы, когда приходит пора готовиться в вуз.

Центр развития русского языка начинает еще одну новую акцию под названием “Инициатива”. Ее цель — призвать российских меценатов и благотворителей оказать помощь школьным библиотекам.

— Дело в том, что библиотекам запрещено принимать старые книги, то есть изданные до 1986 года, — заметила Людмила Путина. — Таковы санитарные правила. Когда 6 лет назад мы через прессу обратились к представителям малого и среднего бизнеса с просьбой оказать помощь школьным библиотекам, нас не совсем правильно поняли: все решили, что речь идет исключительно о пополнении книжных фондов. Но мы имели в виду и другое: оснащение библиотек хорошей мебелью, компьютерной техникой, создание в читальных залах комфортной обстановки. Чтобы детей туда тянуло, чтобы хотелось проводить там свободное время. Ведь не секрет, что далеко не у всех российских детей в родном доме есть тепло и уют… Мы мечтали, чтобы кто-то весьма обеспеченный взял под свою личную опеку хотя бы одну маленькую школьную библиотеку. Чтобы привлечь внимание к проблеме, мы премировали 104 библиотеки, они получили по 600 тысяч рублей на свое оснащение.

— Людмила Александровна, что читают ваши дочери?

— Как любая мать, как каждый родитель, я горжусь своими детьми. Они очень много читают на разных языках — немецком, английском и русском. Это и художественная литература, и научная.


МНЕНИЕ

Татьяна Дмитриевна ЖУКОВА, президент Ассоциации школьных библиотек России:

— Профессия библиотекаря попала, по мнению зарубежных специалистов, в суперкреативное ядро профессий ХХI века. Скоро 60% рабочего времени будет тратиться на сбор информации, ее обработку и, самое главное, креативное использование. А это все — суть профессии библиотекаря, который сегодня на Западе считается информационным навигатором. Многие считают, что компьютер вытесняет книгу и чтение. На самом деле идет революция письменной речи, когда любой профессионал, работающий на компьютере, должен уметь одновременно и читать большие массивы информации, и писать, создавая новую информацию. А это требует особых навыков и культуры чтения. Сегодня как никогда надо уметь не только быстро читать (т.е. скользить по тексту, выбирая ключевые слова), но, что самое важное, уметь читать “затекстово”, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутреннее пространство души. А это сложная интеллектуальная работа, секретами которой владеют библиотекари. Результаты известного международного исследования по качеству чтения “PISA-2003” стали неутешительными для России: наши 14-летние подростки показали 33-й результат из 40 развитых стран. Поэтому важно изменить отношение молодых к “медленному” чтению как процессу развития креативного мышления, без которого невозможно сегодня быть успешным.

Результаты последних исследований показали, что 30% россиян сегодня не имеют домашних библиотек, а еще 30% имеют дома до 100 книг. В этих условиях важно укрепить школьные библиотеки и сделать их настоящими катализаторами инновационных процессов и для учителей, и для учащихся, сделать образовательное пространство школы креативным полем, заряжающим энергией развития всех участников образовательного процесса.




Партнеры