“Вий” вашему дому

Зрителю предложат на выбор сразу две экранизации Гоголя

19 октября 2006 в 00:00, просмотров: 481

Знаменитая повесть Гоголя внезапно стала центром внимания наших кинематографистов. Аж две новых версии злоключений Хомы Брута скоро будут предложены вниманию зрителей. Режиссер Олег Фесенко только что закончил съемки картины под названием “Ведьма”, в которой популярный гоголевский ужастик переосмыслен по-новому. А вот Олег Степченко, режиссер “Мужского сезона”, “Бархатной революции” и “Сматывай удочки”, своего “Вия” только снимает.

“ВИЙ-1”:
ПОД ЗАЩИТОЙ РЫЖЕГО КОТА

Изначально фильм, который снимал Олег Фесенко, назывался “Последняя молитва”. Потом — “Вий: во власти страха”. Третье, и последнее — “Ведьма”.

Правда, от перемены названий сам фильм нисколько не изменился. Фесенко снимал кино для западного зрителя и сразу на английском языке. Как объяснил режиссер, иностранный зритель просто на дух не переносит дублированные фильмы, так что нашим актерам пришлось помучиться. И место действия режиссер перенес с Украины в некий странный город на просторах США.

Молодой журналист (Валерий Николаев) приезжает в город, в котором один за другим происходят странные убийства. Герой — веселый, азартный человек, не против развлечься в этом странном городе. Где надо, он не моргнув глазом соврет. Согрешить? Легко. Тем более что вокруг столько привлекательных женщин, и нет ничего страшного в том, что та, которая ему приглянулась, — замужем: муж — не стена, подвинется. То, что он нарушит одну из заповедей, — экая ерунда. А церковь на что? На выходных заглянет к святому отцу, тот грешок и отпустит. Пока молодой — надо жить. Однако городок навязывает журналисту свои правила игры, и тот попадает ни много ни мало — к ведьме (Ита Эвер). Не выдержав всех ужасов, которыми окружила его старуха, журналист... убивает ее. Злодей в панике и хочет одного: убежать из города, однако в машине, которую он пытается угнать, обнаруживает труп священника, и, чтобы замести следы, журналист наряжается в его сутану. Тут на него выходит шериф городка (Лембит Ульфсак) и, решив, что перед ним святой человек, просит отпеть только-только умершую дочь (Евгения Крюкова), которая, понятное дело, и оказывается Панночкой...

— Далее идет стопроцентный Гоголь с той лишь разницей, что время действия — наши дни. Хотя это тоже спорный вопрос. В фильме мы переплетаем современность и давние века. В кадре у нас то и дело появляются предметы из прошлых веков. Как режиссер имею на это полное право, — рассказывал Фесенко во время съемок.

Кстати, “Вия” снимали в Эстонии. Фесенко вообще полюбил эту страну и приезжает туда на съемки уже в третий раз.

— Сценарий я писал на русском, стараясь сохранить гоголевский стиль. Потом его переводили на английский и также постарались сохранить оригинал. Хотя это давалось переводчикам с трудом: в английском языке не всегда можно было подобрать слова, — говорит Олег.

Поскольку фильм ориентирован на западного зрителя, который давно избалован различными ужастиками, перед режиссером стояла сложная задача: не просто напугать зрителя (бюджет-то далек от “американских стандартов”), а заставить его размышлять.

— Если бы за это взялись американцы, они не смогли бы передать настроение Гоголя и сняли б просто фильм ужасов. Я же снимаю ужасы с подтекстом. Очень надеюсь на то, что когда американский умный зритель (надеюсь, такие там есть) посмотрит наш фильм, он задумается, — размышляет Фесенко.

Кроме всего прочего, режиссер решился на изменения в самом произведении. Николай Васильевич Хому заставил умереть, что Фесенко совсем не понравилось.

— Главным моим условием перед съемками было то, что я переделываю концовку, — утверждает Олег. — В произведении Гоголя главным были вовсе не ужасы, а подтекст. Мир спасет вера. Вот только сам автор с этим и не справился — у него герой не смог обратиться к вере и победить зло. Что будет у нас? Увидите!

Мы, конечно, знаем, как именно заканчивается фильм “Ведьма”, но не скажем, чтобы сохранить интригу. Интересно то, что во время съемок не случалось никакой чертовщины, как это принято при экранизация “таких” произведений. Режиссер объясняет это именно тем, что он переделал концовку.

— Этим мы обеспечили себе своеобразное отпущение грехов.

А вот исполнительница главной роли — Панночки — Евгения Крюкова считает, что им помогал... ангел, прикинувшийся котом:

— Как только мы приехали снимать в Нарву, в старый заброшенный храм, к нам пришел рыжий кот. Он посмотрел на нас, все обнюхал и больше со съемочной площадки не уходил. Лез в кадр, прыгал ко мне в гроб, не обращал никакого внимания на команду “Мотор!”. Но его никто не прогонял. Вся съемочная группа пришла к мнению, что кот помогает.

По словам актрисы, процесс съемок проходил очень интересно, но для нее самой довольно тяжело:

— Вся проблема была в гриме: длинные неудобные ногти, волосы, которые постоянно лезли в глаза, плюс ко всему в храме было очень холодно... И все равно мне очень понравилось играть у Фесенко. Где я еще смогла бы полетать?

— Роль Панночки считается опасной: мол, играть ведьм — против Бога.

— Вот-вот. И меня все пугали: мол, откажись, это опасно. Я не выдержала и пошла к батюшке, который меня успокоил и сказал, что волноваться не стоит: Гоголь был православный писатель, так что бояться нечего. Я успокоилась и не жалею ни о чем. Тем более у меня были такие хорошие партнеры.

Эстонский актер Лембит Ульфсак, сыгравший отца Панночки и шерифа городка, снимается практически во всех проектах Фесенко в Эстонии. Однако на этот раз ему было сложнее всего: актер мучился с английским языком.

— Сложнее всего было выучить все эти слова и правильно их произнести, — вспоминает он. — Перед каждым эпизодом ко мне подходила женщина и заставляла повторять и повторять текст, чтобы не было никакого акцента.

Премьера “Ведьмы” назначена на конец ноября этого года.

“ВИЙ-2”:
КАК ОЖИВИЛИ НЕЧИСТЬ

В отличие от Фесенко, Олег Степченко намерен бережно отнестись к литературной первооснове. Но это отнюдь не означает, что в его фильме мы увидим привычный нам сюжет Гоголя. Степченко отыскал в академических архивах самую раннюю редакцию знаменитой повести. О ее существовании режиссер узнал из переписки Гоголя с известными в то время критиками. Литературная общественность в целом хвалила сборник “Миргород”, вышедший в 1835 году, но “Вия” категорически отвергали за мистицизм. Авторитет Белинского и его коллег-критиков сделал свое дело. Но “Вия” Гоголь, на наше счастье, не сжег. Несколько лет спустя, в 1842 году, он не только сильно сократил некоторые сюжетные линии, но и выкинул самое интересное: несколько страниц описаний нечисти. Также писатель изменил финал, намекающий, что Хома остался жив. И вот Степченко нашел эту раннюю редакцию, несколько лет просуществовавшую в “Миргороде”. Гнева тени Белинского он не убоялся и решил сделать фильм близким к первоначальному замыслу великого писателя. От себя он добавил лишь одного персонажа — картографа Джонатана Грина. Этот герой прибыл в отдаленный мрачный город по служебной надобности и узнал историю про Хому Брута. (Погибнет ли семинарист, или нет, Степченко пока не говорит.) Кроме того, местные жители рассказали Джонатану множество других разных страшных историй, а потом он и сам столкнулся с нечистью.

Решительный Степченко нисколько не боится жутковатых слухов о мистических происшествиях, которые преследовали создателей “Вия” в советские времена.

— Что вы! Никакой мистики, — улыбается Олег. — Есть только обычные предрассудки. Просто люди очень верят в них. В реальности ничего страшного не происходит. Когда я проводил кастинг, актеры поведали столько разных историй, что у меня даже возникла идея снять по ним отдельный фильм. Некоторые, возможно, войдут в “Вий” как рассказы местных жителей. А уж сколько про Наталью Варлей понарассказывали! Один говорил, что на съемках “Вия” она потеряла глаз, другой, что — ногу…

Кого же Степченко утвердил на главные роли, он до сих пор не говорит. Ходили слухи, что на роль картографа пробовался знаменитый французский актер Венсан Кассель.

— Да. Мы вели с ним переговоры, — подтвердил режиссер. Кассель так устал играть негодяев, что роль хорошего парня его очень заинтересовала. Но я его не утвердил. Для меня звездный статус актера не важен.

Фильм снимается в Чехии. Работу над ним Степченко разбил на несколько этапов. Сначала он сделал всю техническую часть, то есть эпизоды, в которых необходима компьютерная графика. Затем — непосредственно игровую часть картины. Сейчас доснимают сцены полетов в гробу в церкви. Потом — перерыв, но к весне съемки планируют все же закончить.

ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ УЖАСОВ

•Молодым режиссерам-постановщикам Константину Ершову и Георгию Кропачеву помогал легендарный Александр Птушко. Пырьев, возглавлявший тогда “Мосфильм”, пригласил его помочь дебютантам. В итоге Птушко стал художественным руководителем проекта, постановщиком комбинированных съемок и трюков.

•В 1967 году фильм в отечественном прокате занял 13-е место.

•На съемках сожгли несколько центнеров свечей.

• Для контраста с большими упырями Птушко собрал со всей Москвы карликов.

•В съемках принимали участие 9 черных кошек, которых потом пригласит Гайдай в “Бриллиантовую руку” и “Иван Васильевич меняет профессию”. Через много лет Наталья Варлей заведет в доме кошек, их будет тоже девять.

•Петух, заставляющий нечисть убраться восвояси, до того играл у Птушко главную роль в знаменитой экранизации сказки Пушкина “Золотой петушок”.

•У Панночки было три гроба. Первый — в котором она лежала, второй — тот, что не мог пробить магический круг. Третий — для полетов в церкви: его испытывала вся съемочная группа.

•Сначала на роль Панночки утвердили актрису Киевского театра Светлану Коркошко. Наталью Варлей пригласил уже Птушко, которому очень нравился фильм “Кавказская пленница”.

•Наталья Варлей родилась в Констанце. А Румыния, бывшая Трансильвания, как известно, родина графа Дракулы и разных колдунов.

•Когда на съемках объявляли перерыв, Варлей, студентка Щуки, не желая терять времени, читала учебники и конспекты, лежа прямо в своем гробу.

•Говорят, Варлей считает свою Панночку неудачной. Сама она на все просьбы корр. “МК” вспомнить про того “Вия” ответила: “Давайте я вам лучше еще раз про “Кавказскую пленницу” расскажу”.




Партнеры