У “вышки”— женское лицо,

а у ПТУ — мужское

23 октября 2006 в 00:00, просмотров: 370

Российские социологи составили типичный портрет современного школьника, учителя, учащихся ПТУ и колледжа, студента и преподавателя. Картина получилась весьма занятная.


ШКОЛЬНИК. Типичный современный ученик — девочка 13—15 лет из семьи с двумя детьми.

Семья. Мать — служащая в сфере науки, образования или культуры, имеет высшее образование. Отец вуз не заканчивал, работает специалистом или руководителем подразделения в промышленности. Семейных доходов хватает на еду и одежду, но вот на покупку телевизора, холодильника или стиральной машины приходится долго копить или брать в кредит. В доме есть около 200 книг и компьютер.

Учеба. Девочка бесплатно учится в обычной районной школе без всяких “уклонов”, в классе — 21 человек, три четверти из которых поступает в вузы. Изучает один иностранный язык и получает в основном “четверки” и “пятерки”. При выборе школы родители ориентировались на близость к дому и наличие хороших педагогов.

Планы. После 9-го класса собирается продолжить обучение в 10-м, а потом поступать в вуз на бюджетное место. Если учиться бесплатно не получится, то пойдет на коммерческое отделение, за которое родители согласны выложить до 39 тыс. руб. в год. Ради этого они готовы даже взять кредит на образование.

Траты на обучение. Семья платит за охрану учебного заведения (около 60 руб. в месяц), на подарки преподавателям (около 600 руб. в год) и за ремонт (почти столько же). В принципе родители готовы раскошелиться на дополнительные учебные программы и курсы, но не более чем на 23 тыс. руб. в год. Наша школьница посещает бесплатные факультативы и дополнительные занятия, а вот за спортивные секции и художественные кружки (танцы, музыка и т.д.) платит около 900 руб. в месяц.

ПЭТЭУШНИК. Парень 16—18 лет из семьи с двумя детьми. Окончил 9 классов обычной школы, учился преимущественно на “тройки”. Из одноклассников менее половины поступает в вузы.

Семья. Родители без высшего образования, занимают рабочие должности в сфере промышленности. Семье приходится экономить на самом необходимом, даже на еде и одежде. В доме не более 100 книг, компьютера, естественно, нет.

Учеба. Главной причиной выбора ПТУ стала его доступность — принимают всех и без конкурса. Учится бесплатно по одной из рабочих специальностей. Семья в принципе согласна платить за учебу, но максимально — 8 тыс. руб. в год. В дальнейшем думает поступать в вуз на вечернее или заочное отделение, может быть, даже на коммерческое, если не дороже 24 тыс. руб. в год. Семья готова взять кредит на получение образования, но серьезно об этом еще не думала. Получает стипендию — около 400 руб. в месяц, дополнительно нигде не работает. Для подготовки к занятиям пользуется только лекциями, учебники и пособия ему не нужны. Иногда скачивает эссе и рефераты из Интернета. Занимается в спортивной секции. Главное для него — получить диплом, высокие знания особо не интересуют. Престиж учебного заведения также не важен.

Планы. По окончанию ПТУ рассчитывает на зарплату около 8,3 тыс. руб. в месяц. Стремится работать по специальности в хорошем коллективе. Место будет искать через друзей и родственников.

УЧАЩИЙСЯ КОЛЛЕДЖА. Девушка 16—18 лет из семьи с двумя детьми. Окончила 9 классов обычной школы, училась в основном на “четверки”. В ее классе 60% выпускников поступает в вузы.

Семья. Родители без высшего образования, мать работает в торговле, отец — рабочий. Семья материально достаточно обеспечена, но о собственном автомобиле могут только мечтать. В доме не более 200 книг, компьютера нет.

Учеба. Главные факторы выбора учебного заведения — бесплатность и обучение по нравящейся профессии. Занималась на подготовительных курсах (около 2100 руб. в месяц), успешно сдала вступительные экзамены. Учится бесплатно по специальности “общественные науки”. Семья в принципе согласна платить за учебу, но не более 14,6 тыс. руб. в год. Девушке важно получить высокий уровень знаний и практические навыки. Престиж колледжа значения практически не имеет. В дальнейшем думает поступать в вуз на заочное отделение по той же или близкой специальности, даже на коммерческой основе, но не дороже, чем за 26,6 тыс. руб. в год. Семья готова при необходимости взять кредит на обучение.

Стипендию не получает. Для подготовки к занятиям пользуется только лекциями, учебники и дополнительная литература не обязательны. Эссе и рефераты скачивает из Интернета, часто ксерокопирует лекции и конспекты других учеников. Не подрабатывает.

Планы. После окончания колледжа думает получать не меньше 8,3 тыс. руб. в месяц. Трудиться собирается по специальности, искать место, как и пэтэушник, будет через друзей и родственников.

СТУДЕНТ. Опять же девушка — 20 лет, 3-й курс вуза. Живет вместе с родителями, есть брат. Окончила простую школу, без всяких профилей, поступила в вуз на бюджетное отделение.

Семья. Родители имеют высшее образование, мать работает в системе образования, отец — в промышленности. В домашней библиотеке около 400 книг. Семья материально обеспечена, но для покупки автомобиля и дорогостоящего отпуска приходится залезать в долги.

Учеба. Изучает менеджмент, экономику или право. Семья вкладывает в образование дочери около 1 тысячи евро в год. Это максимум, что она может себе позволить. В образовательном кредите не нуждаются — хватает своих средств. Студентка уже заплатила с начала года 1 тыс. руб. за занятия по “подтягиванию” по предметам, 3 тыс. — за дополнительный иностранный язык, 700 руб. — за платные факультативы, 250 руб. — за ксерокопирование, по столько же за спорт и за пересдачи. Еще 1 тысяча целковых ушла на учебники и канцпринадлежности, а расходы на компьютер потянули на 4,5 тыс. руб. За проезд пришлось отдать 3,5 тыс. руб.

Занимается (включая самостоятельную подготовку) в среднем 26,5 часа в неделю. Явно не “ботаник”, перенапрягаться не любит. Читает только обязательную литературу, если можно обойтись — лишь конспекты лекций. Нередко ксерокопирует конспекты, сделанные более прилежными ребятами. Широко использует Интернет — скачивает оттуда готовые рефераты и курсовые. Имеет собственный компьютер и пользуется им ежедневно. Самые посещаемые ресурсы — сайты рефератов и общедоступных электронных библиотек. ПК знает на “четверку”, английский язык — на твердую “тройку”. Лучшими преподавателями считает тех, кто умеет доходчиво объяснять материал. На их научные регалии внимания не обращает.

Планы. Цель обучения — как можно скорее приобрести практические навыки и начать работать. После вуза рассчитывает на 1200 долларов в месяц, но готова начать карьеру и с 400 баксов. Как правило, уже подрабатывает в магазине (зарплата — 400 долл. в месяц). В будущем самым важным считает достойную зарплату, возможность карьерного роста и хороший коллектив. Престижность работы и ее гарантированность большого значения не имеют. В перспективе есть планы получения второго высшего образования.

УЧИТЕЛЬ. Женщина 45 лет с высшим гуманитарным образованием. Педстаж — почти 20 лет, первая учительская категория. Иностранным языком владеет плохо, компьютером почти не пользуется (только на работе).

Семья. Имеет мужа и детей.

Работа. Зарабатывает столько, что на еду и одежду хватает, а на предметы длительного пользования приходится копить. Трудится на 1,5—2 ставки, дополнительно занимается репетиторством. Общая педнагрузка — 40 учебных часов в неделю (при норме 18). Получает около 7,7 тыс. руб. в месяц по основному месту службы и еще 700 руб. приносят частные уроки. Среднемесячный подушевой доход семьи составляет около 5,5 тыс. рублей.

Считает, что главное для хорошего учителя — контактность, умение общаться с детьми, убеждать. При подготовке к урокам пользуется методической литературой, но научной работой не занимается — из-за нехватки времени. Иногда выступает на методических семинарах и конференциях учителей. Регулярно посещает курсы повышения квалификации.

Своей работой довольна — привлекает творческим характером, а также соответствует способностям и образованию. Кроме того, устраивает близость к дому и хорошие отношения в коллективе. Не нравится низкая заработная плата и плохое соцобеспечение.

Планы. В принципе согласна поменять мел и школьную доску на должность клерка в крупной компании, но при условии, что будут платить не менее 26 тысяч руб. в месяц.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА. Мужчина, 40—45 лет, трудится в государственном вузе, преподавательский стаж — 17 лет. Неплохо знает английский, активно пользуется компьютером. Дома более 500 книг и свой ПК.

Семья. Женат, один ребенок. Жена также занята в сфере образования.

Работа. Читает три учебных курса по общественным наукам. Кандидат наук, мечтает о докторской. Пишет научные статьи, но серьезной наукой не занимается — нет времени. В работе привлекают прежде всего возможность творчества и самореализации, а также свободный график и общение с молодежью. Подрабатывает на стороне — совместителем в другом вузе и репетитором. Основная аудиторная нагрузка — 15 часов в неделю, внеаудиторная — 9, административная — 7, научная — 5, совместительство — 2,5, репетиторство — 2, дополнительная работа — 2 часа. Итого, наш преподаватель занят 42,5 часа в неделю. Больше, чем учитель. Но и заработок несколько больше — 9 тысяч руб. (оклад) плюс 4,6 тыс. — “левый” доход. Но хочет получать 33 тыс. руб. в месяц.

Планы. Верен своей профессии — не согласен перейти на более высокооплачиваемую, но скучную работу клерка. Если только за 65 тыс. руб. (в Москве) или 40 тыс. (в регионах).




Партнеры