По ранжиру становись!

Вузы будут первого, второго и третьего сорта

6 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 389

Министерство образования и науки РФ готовит очередное новшество — разделение вузов на категории. Российские альма-матер “построят” по ранжиру: одни получат статус главных, ведущих, другие будут довольствоваться второй и третьей категориями.


— Говорить о равенстве учебных заведений с точки зрения качества образования нельзя, — разъяснил нововведение министр Андрей Фурсенко. — Я уже не раз приводил пример: в спорте есть команды высшей лиги, в которые входят самые талантливые игроки, и всем понятно, что таких команд не может быть много. Есть высшая лига, есть первая лига, и есть физкультура — массовый спорт. Игрок первой лиги может перейти в высшую, только приложив максимум усилий.

Согласно планам министерства — небольшая часть отечественных университетов получит статус ведущих. Это вузы, где помимо очень высокого уровня образования ведутся серьезные научные исследования. Их будет не более 15—20. Понятно, что в эту группу попадут только самые известные, именитые российские альма-матер. Если вуз получит статус ведущего, то это гарантирует ему увеличение не менее чем на 30% зарплаты преподавателей и на 50% — стипендиального фонда.

Следующим эшелоном должны стать так называемые системообразующие вузы. Их может быть порядка 150—200. Это университеты и академии, где имеется хороший уровень подготовки специалистов, но не по всем направлениям, а только по основным. И в третью группу попадут все остальные альма-матер. Как ожидается, присваивать категорию будут на конкурсной основе сроком на 5 лет — до очередной аттестации.

Ведущие университеты будут полностью финансироваться государством, в вузах второй группы казна оплатит подготовку только бакалавров и магистров. Остальным придется довольствоваться подготовкой одних лишь бакалавров. Интересно, что определять категорию учебного заведения станут не министерские чиновники, а само образовательное сообщество. “Я категорически против того, чтобы вузы “назначались” ведущими, не важно, министром или президентом, — пояснил Фурсенко. — Они должны быть выбраны профессиональным сообществом на основе внятных, всем ясных критериев”.

Идея построить вузы по ранжиру сама по себе не нова, и ей всегда противилось большинство российских ректоров. Сегодня все высшие учебные заведения формально равны и получают деньги из бюджета в зависимости от числа студентов. Каждый ректор чувствует себя в вузе маленьким царьком и может достаточно свободно распоряжаться властью и средствами. При новом порядке финансирование будет зависеть не столько от числа учащихся, сколько от качества обучения, а также от результатов научной работы всего педколлектива. Администрации придется доказывать, что вуз достоин своей категории и денег. А это — контроль “сверху” и уменьшение ректорской власти. А кто ж от власти и денег добровольно откажется?




Партнеры