Депутаты “прикрыли” министра

С кем Зурабов должен делить ответственность?

21 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 553

“Единая Россия” не хочет видеть министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова: его выступление перед депутатами в рамках правительственного часа, намеченное на среду, перенесено “на весну”. Так решил вчера президиум контролирующей Думу фракции.

Но поскольку сама фракция плотно контролируется Кремлем, можно предположить, что это там решили до поры до времени не выпускать министра “на люди”.


Правительственный час должен был быть посвящен борьбе с травматизмом на производстве и обеспечению занятости населения и планировался заранее. Но, как рассудили единороссы, сейчас идет следствие по делу о злоупотреблениях в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС), и все равно разговор свернет с безработицы и травматизма в эту сторону. “Лучше бы ему вообще уйти на время в отпуск”, — советуют в “Единой России” попавшему под удар министру. Заметьте: отставки министра единороссы не требуют — значит, отмашки “сверху” не было.

А сегодня в Госдуме должны состояться большие парламентские слушания о первых итогах реализации нацпроекта “Здоровье”, и г-н Зурабов должен был быть там одним из основных докладчиков. Будет ли? Есть все основания предполагать, что нет...

Если уж на то пошло, то “Единая Россия” и сама заинтересована в том, чтобы Зурабову публично задавали поменьше вопросов, — потому что она делит с ним ответственность за провалы программы обеспечения льготников бесплатными лекарствами в рамках т.н. социального пакета. Как и Совет Федерации, и президент, одобрившие Закон о монетизации льгот. Да, сам соцпакет (когда льготник платит по 450 рублей в месяц из выделяемой правительством компенсации, а ему бесплатно дают лекарства из списка, утвержденного Минздравсоцразвития, возят на электричке и раз в три года оздоровляют в санатории) придумал Михаил Зурабов. И тогда его идея была воспринята властью как спасительная — потому что принимать закон, вообще отменяющий льготное обеспечение лекарствами, подготовленный Минфином, даже для послушных единороссов было бы слишком. Но если поднять стенограммы заседаний Госдумы за лето 2004 года, можно увидеть: оппозиция, мнением которой у нас принято пренебрегать, предупреждала о коррупциогенности задуманной схемы, причем на всех ее этапах. Составление списка льготных лекарств — какие туда включать названия и каких производителей, какие — не включать. Отбор компаний-поставщиков. Отбор аптек. Схема проплаты...

Когда монетизация зашагала по стране вместе с акциями протеста, отставки Зурабова партия власти не потребовала — хотя именно на плохую реализацию хорошего закона были списаны все социальные издержки. Не потребовала, хотя у многих единороссов чесались руки, — потому что в Кремле дали понять, что Зурабова трогать не надо. Пока.

Может быть, время пришло? Поживем — увидим. Но льготникам, которых надули, от этого легче не станет.


МЕЖДУ ТЕМ

В прошлую пятницу Госдума приняла закон, распределяющий дополнительные доходы, полученные бюджетом в этом году. Большинство разрешило правительству перечислить “до 10 млрд. рублей” ФФОМС. А на заседании бюджетного комитета замминистра финансов Татьяна Голикова объясняла: эти деньги нужны, чтобы заткнуть дыру, образовавшуюся в программе обеспечения лекарствами льготников. Дыра, как прозвучало на комитете, неслабая: больше 30 млрд. рублей. Значит, и 10 млрд. рублей ее не заткнут...

Причем, как уверяет независимый депутат Оксана Дмитриева, эта дыра, запрограммированная порочностью самой схемы, не могла не возникнуть. Потому что после того, как в 2006 году от права на соцпакет отказалось около половины льготников (устали ходить по очередям в поликлиниках или аптеках, не находили в списках нужных им лекарств), “с пакетом” остались лишь те, кому нужны дорогостоящие лекарства и в большом количестве. На 400 рублей их не отоваришь...


ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ЗУРАБОВ?

Родился в 1953 году в Ленинграде. Окончил Институт управления в Москве по специальности “экономист-кибернетик”. Учился в аспирантуре ВНИИ системных исследований (там работали Егор Гайдар и Петр Авен), так и не защитился. Преподавал политэкономию в Московском монтажном техникуме, работал в институте “Оргтехстрой” (наконец защитил кандидатскую), затем — во Всесоюзном научно-исследовательском и конструкторском институте монтажной технологии (начальник лаборатории), тресте “Моспромтехмонтаж” (зам. начальника треста). Во время работы в институте монтажной технологии Михаил Зурабов познакомился с Евгением Адамовым, который был тогда замдиректора Курчатовского института (они встретились в Чернобыле, где оба были в командировках). С именем Адамова связывают дальнейшую карьеру Зурабова. (Впоследствии также говорили о его дружеских отношениях с Александром Волошиным и Татьяной Дьяченко.)

После перестройки возглавил Конверсбанк, связанный с Минатомом, в 1992 г. создал страховую компанию “МАКС” (в число учредителей вошел Евгений Адамов). “МАКС” стала генеральным страховщиком всех интересов Минатома.

Весной 1998-го, когда Адамов стал министром по атомной энергии в правительстве Кириенко, он помог Зурабову стать замминистра здравоохранения (куратором системы обязательного медстрахования). По другой версии — Зурабов получил назначение благодаря тому, что “очаровал” главного ельцинского “социальщика” Олега Сысуева.

Затем Зурабова назначили советником Ельцина по социалке, а после этого — главой Пенсионного фонда России. На этом посту Зурабов, среди прочего, прославился тем, что в регионах для отделений фонда возвели настоящие дворцы...




Партнеры