Особенности антинациональной охоты

Почему российские законы противоречат законам природы?

Мы живем в удивительное время. Трудно представить еще какое-либо государство, где бы чиновники так развлекали своих граждан различными нововведениями. Без сомнения, в деле принятия хороших законов, которые не выполняются, или проведения обреченных на неудачу реформ мы занимаем одно из первых мест в мире. Порой кажется, что реформирование во всех отраслях хозяйствования представляет собой огромный асфальтовый каток, который трамбует просторы нашей страны. А чиновники всех уровней, особенно министры, выстраиваются в очереди, наперебой стремясь им порулить. Как ни протестуют простые граждане и знающие эксперты, остановить эту махину невозможно.


Почему такое происходит сегодня, объяснить трудно. Раньше было понятно. К примеру, во времена Горбачева, когда вырубали элитные виноградники, говорили: “Не нужно нам шампанское, лишь бы войны не было”. Во времена бандитского беспредела 1990-х все сводилось к тому, чтобы демократические реформы не остановились. Вот каток и катится. Бывает, что временами по недосмотру он остается без водителя. Тогда беда, он все трамбует самостоятельно. Вот так, по недосмотру, проутюжил и охотничье хозяйство России, уничтожив целую отрасль страны.

Вслед за упразднением охотдепартамента и передачей его функций ветеринарному надзору, что, по сути, уничтожило единую для всей страны систему управления охотничьим хозяйством, пришла пора расстаться с остатками власти, до последней поры позволявшими центру хоть как-то смягчать последствия развала отрасли.

Недавно в Совет Федерации поступил на отзыв проект Федерального закона “О внесении изменений в отдельные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта РФ отдельных полномочий РФ в сфере управления федеральным имуществом”. По замыслу авторов законопроекта, изложенному в статье 8, главы субъектов Федерации станут полновластными владыками охотничьих угодий, которым отныне будет даровано право самим устанавливать правила игры и самим же по ним играть.

Вопреки законам природы и просто здравому смыслу в распоряжении регионального начальства окажутся охотничьи животные. Хотелось бы напомнить нашим административным реформаторам природы, что большинство представителей этой категории биологических ресурсов имеют “дурную” привычку мигрировать в пределах двух, а еще чаще нескольких субъектов РФ. Есть и еще одно “упущение” русской природы, по вопиющему капризу которой ареалы практически всех видов охотничьих животных не совпадают с административными границами субъектов Федерации. Непонятно, как в этом случае главы республик, краев и областей будут определять, какое животное свое, а какое соседское? И не возникнет ли напряженность в отношениях между субъектами Федерации, когда, повинуясь зову природы, какой-то вид затеет миграцию в пределах нескольких регионов или, страшно подумать, федеральных округов? Кто будет осуществлять “полномочия по охране и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты”, включая все функции контроля и надзора в эти, явно “противоречащие” готовящемуся закону периоды миграции? Можно задать и другие вопросы авторам законопроекта, находящегося сейчас на рассмотрении в Госдуме.

Как стало известно “МК”, Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике в своем отзыве на законопроект отметил, что Совет Федерации считает, что предлагаемый законопроект нарушает основной принцип, заложенный административной реформой, о недопустимости совмещения функций контроля за использованием ресурса, за его непосредственным использованием.

Учитывая специфику такого вида биоресурсов, как охотничьи животные, независимое осуществление полномочий по их использованию каждым отдельным субъектом может в короткий срок нанести значительный ущерб биологическому разнообразию животного мира. В целях обеспечения устойчивого существования животного мира, его рационального и долгосрочного использования, учитывая право государственной собственности на объекты животного мира, необходимо оставить за федеральными органами исполнительной власти следующие функции:

— определение государственной политики в данной сфере;

— нормативно-правовое регулирование правил охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;

— создание единой системы и осуществление охраны объектов животного мира и среды их обитания на территории Российской Федерации;

— ведение единой системы государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного мира и среды их обитания;

— определение лимитов использования охотничьих животных;

— осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и воспроизводством охотничьих животных;

— обеспечение проведения государственной экологической экспертизы;

— координация и контроль за деятельностью органов государственной власти субъекта РФ в сфере воспроизводства и использования животного мира в пределах территории РФ.

Для оптимального управления ресурсами охотничьих животных за органами госвласти субъектов РФ необходимо закрепить весь комплекс хозяйственных полномочий в сфере использования и воспроизводства животного мира, для чего предусмотреть реальный механизм расчета и распределения субвенций на эти цели, обеспечивающий полноценное исполнение следующих функций:

— принятие законов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области охраны, воспроизводства, использования охотничьих животных и среды их обитания в соответствии с федеральным законодательством, в том числе установления региональных правил охоты и установление сроков, способов и орудий добычи;

— распределение утвержденного федеральным органом лимита изъятия охотничьих животных по пользователям на территории субъекта РФ;

— организация конкурсов и принятие решений о предоставлении в долгосрочное пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, территорий и акваторий, необходимых для их использования;

— проведение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого использования и воспроизводства охотничьих животных и среды их обитания;

— осуществление мероприятий по регулированию численности охотничьих животных.

При дальнейшей разработке данного законопроекта необходимо учитывать, что существенный перекос в сторону перераспределения полномочий в органе власти субъекта РФ и совмещении в нем противоположных функций, при отсутствии реальных механизмов координации и контроля со стороны РФ, приведет к созданию 89 совершенно независимых друг от друга и неподконтрольных федеральному центру органов управления с колоссальными ресурсами и ничем не ограниченными полномочиями.

Кроме того, нечетко проработанная схема расчета и распределения субвенций федерального бюджета может привести к тому, что в существенной части дотационных субъектов РФ функции охраны, контроля за использованием и воспроизводством объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не будут исполняться вообще, а если будут исполняться, то на недопустимо низком уровне.

Совет Федерации считает, что предлагаемый законопроект нуждается в существенной доработке с учетом представленных замечаний.

Почему же нам приходится все делать не “благодаря”, а “вопреки”? Это превратилось в какую-то чиновничью страсть. Может, здесь виновата простая некомпетентность? Ведь быть умным и необразованным — разные вещи.

Я бы посоветовал людям, связанным с законотворчеством, чаще обращаться к классикам мировой литературы. То, что происходит в нашей стране именно сегодня, было описано еще Джонатаном Свифтом в его книге “Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера”.

Удивительно, насколько точно он описал реформаторские новшества в нашей стране. Только вот государство это названо не Россией, а Бальнибарби. Попав в эту страну, Гулливер удивился тому, что в столь богатом различными ресурсами и плодородными землями государстве, населенном трудолюбивыми людьми, царят хаос и запустение. И его сопровождающий объяснил такое положение вещей следующим.

Около сорока лет тому назад несколько жителей столицы поднялись на Лапуту (летающий остров — резиденция короля). Возвратившись на землю, лица эти прониклись презрением ко всем учреждениям и начали составлять проекты пересоздания науки, искусства, законов, языка и техники на новый лад. С этой целью они выхлопотали королевскую привилегию на учреждение академий прожектов во всех городах страны. В этих учреждениях изобретались новые методы земледелия и архитектуры, новые орудия труда и инструменты. Жаль только, что ни один из этих проектов не доведен до конца, а между тем страна в ожидании будущих благ приведена в запустение, дома — в развалинах, а население голодает или ходит в лохмотьях. Однако это не только не охлаждает рвения прожектеров, но еще хлеще подогревает его и их одинаково воодушевляет как надежда, так и отчаяние. А в академии занимались такими важными вещами, как пережигание льда в порох, построение зданий с крыши, извлечение солнечной энергии из огурцов и прочее. Очень знакомо, не правда ли?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру