Прибор на вас!

Депутаты готовят водителям камеры. Электронные и тюремные

30 ноября 2006 в 00:00, просмотров: 178

Непомерно высокое количество дорожно-транспортных происшествий в стране (ежегодно в России гибнет свыше 35000 человек!) вынуждает власть идти на непопулярные меры. С подачи гаишников примерно каждые полгода в “автомобильную” главу Административного кодекса вносятся все новые и новые репрессивные изменения, многие из которых, быть может, и спорны, но верны по своей сути. Однако те поправки в КоАП РФ, что предложил намедни думский Комитет по госстроительству, можно назвать явным перегибом, ведь парламентарии замахнулись на основу основ нашей Конституции — презумпцию невиновности.


Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал к первому чтению проект закона, вносящий серьезные изменения в КоАП РФ. В частности, предлагается наказывать собственника автомобиля лишь по одной фотографии его машины, совершающей нарушение. Но здесь подменяются понятия “собственник” и “водитель”. “Собственник” — категория гражданского права, а “водитель” — административного. В итоге наказывать будут невиновных, что нарушает принципы Конституции РФ. Кроме того, законопроект (его авторы — председатель комитета Владимир Плигин, его заместители Александр Москалец и Александр Харитонов) представляет собой некую нарезку из репрессивных статей старого Административного кодекса РСФСР и проекта нового КоАПа, придуманного гаишниками. Все те антиконституционные нормы, которые при подготовке ныне действующего КоАПа убрали депутаты, ученые и правозащитники (применение эвакуаторов и блокираторов колес, балльная система учета нарушений и многое-многое другое), авторы поправок хотят возродить.

Во всей этой истории удивляет и то, как легко старые и новые руководители ГАИ находят “концы” в Государственной думе для успешного продвижения своих идей. В былые времена, когда кресло главного постового страны занимал генерал Владимир Федоров, его заместитель Александр Якимов ходил в парламент под руку с... мамой, и вот почему: председателем Комитета по госстроительству тогда был Анатолий Лукьянов, а матушка г-на Якимова Надежда Салищева являлась не просто уважаемым специалистом в области административного права, но и работала под руководством Лукьянова в аппарате Президиума Верховного Совета СССР. Лукьянова не стало, но гаишникам опять улыбнулась удача: председателем Комитета по госстроительству стал Владимир Плигин, окончивший аспирантуру в Институте государства и права, где Надежда Салищева пользовалась и пользуется значительным авторитетом.

Но, не подозревая того сами, гаишники готовят депутатам от “Единой России” (именно в эту партию входят Плигин и его замы) медвежью услугу, ибо данный законопроект может отобрать добрую половину голосов у единороссов.

Впрочем, идея отмены на дорогах принципа презумпции невиновности витает не только среди парламентариев и гаишников, но и в Министерстве транспорта. На недавнем совещании ведомства Игоря Левитина со страховщиками была озвучена и даже одобрена весьма любопытная идея: планируется, что торговцы полисами ОСАГО будут около 2 процентов от страховых взносов по “автогражданке” направлять на покупку скоростемеров, оснащенных функцией видеофиксации нарушений. По мнению главы Минтранса, чтобы контролировать скоростной режим на федеральных автомагистралях страны, нужно не менее 700 радаров стоимостью 8 миллионов рублей каждый. Страховщики не против таких расходов, однако намекнули, что раскошеливаться на 2 процента от сборов по ОСАГО они готовы лишь в том случае, если нарушители Правил будут платить при страховании повышающий коэффициент.

Да, представители ГАИ, отстаивая свою точку зрения, ссылаются, как правило, на зарубежный опыт. Действительно, в целом ряде стран штраф выписывается на основании приборов видеофиксации. Однако не следует забывать, что, во-первых, 10—15 стран — это еще не все мировое сообщество и, во-вторых, в этих странах другие конституции, иные гражданские, административные и уголовные кодексы. Да и менталитет граждан...

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Владимир ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета по безопасности Госдумы РФ:

— Я уже неоднократно высказывался в пользу повышения штрафов за нарушения ПДД, ибо 50 рублей за непристегнутый ремень — это, наверное, сегодня уже мало. Вместе с тем, учитывая острую полемику, разгоревшуюся в обществе, в стенах Госдумы, в СМИ, я думаю, что к данному законопроекту нужно подойти очень вдумчиво, конструктивно, учесть мнение моих коллег по депутатскому корпусу, ученых-юристов, адвокатов, представителей общественных организаций, автомобилистов и, конечно же, те постановления Конституционного суда РФ, которые в той или иной мере касаются проблем, затронутых в законопроекте.


Виктор ПОХМЕЛКИН, член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы РФ, председатель “Движения автомобилистов России”:

— Любое усиление санкций не должно нарушать азбучных истин права: право на обжалование, право на защиту и получение квалифицированной юридической помощи, иные общепризнанные процедуры. Балльная система не просто нарушает положение о том, что дважды за одно деяние не наказывают, но она порождает коррупцию, ибо ради того, чтобы не составлять протокол и не начислять баллы, водители дают взятку, вдвое, а то и вчетверо превышающую сумму штрафа, очерченную в кодексе. Кроме того, Конституционный суд РФ неоднократно выносил вердикты, смысл которых “или всем или никому”, — тогда давайте начислять баллы и “зайцам”-безбилетникам, и нарушителям таможенных правил, и тем, кто глушит рыбу динамитом.

Что касается предложения использовать фото- и видеокамеры, то не имеет значения, уголовное дело рассматривается или административное. Фотография и телесъемка являются важнейшим источником доказательства, но автоматически перекладывать ответственность, не выяснив точно, кто виновен (читай — кто сидел за рулем), — это будет не совсем правильно с юридической точки зрения. Я прежде всего выступаю против изменения структуры статьи 1.5 КоАП РФ, которая гласит, что вина гражданина в совершении любого административного правонарушения должна быть доказана полно и всесторонне, а любое сомнение — трактоваться в пользу обвиняемого.


Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ:

— Владимир Плигин и его коллеги нас ничем не удивили. Прежде всего хочу еще раз подчеркнуть то, что многократно говорилось. Все репрессии, изъятые с 1997 года из административного законодательства России, собраны в этом драконовском и грабительском законопроекте. Поправки Плигина возрождают не только балльную систему и эвакуаторы. За очень многие деяния водителя хотят сажать в тюрьму на 15 суток, чтобы он сидел на нарах с уголовниками-рецидивистами!

Эвакуаторы. Сегодня задержать машину могут за ряд серьезных нарушений ПДД, а авторы поправок хотят к этому списку добавить чисто формальные. Например, сейчас ваше авто могут задержать, если оно создает помехи для движения транспорта, а Плигин предлагает ставить блокираторы и увозить транспортные средства, даже не создающие помех движению, а просто стоящие под знаком “стоянка запрещена”. Сегодня водителя могут наказать за отсутствие техосмотра, но никак не за отсутствие талона техосмотра. Талон можно забыть дома, главное, чтобы в базе данных имелись сведения о том, что машина прошла известную процедуру. По законопроекту Плигина машину увезут на штрафстоянку даже в том случае, если шофер забыл дома талон техосмотра...

Что ж, думаю, достойным ответом на законопроект Комитета по госстроительству будет голосование на ближайших выборах в Думу.




Партнеры