Чего пить, того не миновать

“МК” решил выяснить: какой алкоголь будет в моде лет через 20

11 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 189

Водка, коньяк, вино, коктейли? А может, суррогаты и самогонка? Какому из напитков россияне отдадут предпочтение году так к 2025-му?..

Начиная разрабатывать эту поистине народную тему, мы сомневались: а стоит ли рассуждать об алкогольных перспективах, если непонятно, что случится с пьющими россиянами через несколько дней? Но наши сомнения развеялись очень быстро. Нынешние страсти, по оценкам многих экспертов, не что иное, как борьба за передел рынка. И кардинально повлиять на спиртные пристрастия русского человека они точно не смогут. Впрочем, проверить правильность наших предсказаний сможет любой — ровно через 20 лет. Если, конечно, к тому времени не сопьется...

ПЕРВАЧ УДЕРЖИТ ПЕРВЕНСТВО
Самогонный аппарат приравняют к микроволновке

Станем ли мы пить меньше через 20 лет? Нет, не станем — на этот счет эксперты дают однозначную оценку. 20 лет — не тот срок, за который может кардинально измениться информационное поле, воздействующее на человека. Нужно, чтобы негативное отношение к алкоголю прививали еще сопливому ребенку. С наркотиками мы более или менее движемся в этом направлении. Даже с никотином начали двигаться. А алкогольный рынок — вроде священной коровы. На нем есть определенные ограничения по рекламе, но не более того.

По всем прогнозам, жизненный уровень россиян будет расти и дальше. Потому граждане станут склоняться к более качественным напиткам. Но чтобы наш человек помыслил праздник вообще без спиртного? Такое представить будет трудно даже через 20 лет. А чтобы наша культура потребления хоть немного изменилась, должно поменяться по крайней мере два поколения (т.е. не меньше 50 лет).

Что именно будет на столах россиян?

Производители крепких напитков считают, что народ станет больше пить крепких напитков (причем все более качественных). Другие же спецы (в том числе и врачи) уверены: акцент будет смещаться в пользу напитков относительно полезных. В частности, красного сухого вина (кстати, россияне, распробовав уже сейчас хорошую продукцию винных дел мастеров, все чаще отдают ей предпочтение). И, наконец, никто из опрошенных нами специалистов не сказал, что в моду войдут алкогольные коктейли, ликеры и прочие “цветные” штучки.

Чем дальше мы будем стремиться к цивилизации, тем больше будет расти потребление натурального вина (главным образом виноградного). А вот к средиземноморским водкам (граппа, ракия), японским винам и т.д. россияне вряд ли склонятся. Весомую группу на рынке эти напитки в ближайшие два десятилетия не займут.

Потребление ликеров, как уже было сказано, будет падать. И все ярче станет видно разделение россиян на любителей крепких и мягких напитков, причем последние все больше будут отказываться от ликеров, которые по сути своей — суррогат.

— Есть определенная вероятность создания смешанных напитков — алкоголя с энергетиками, — говорит начальник отдела исследований потребительского рынка и услуг ИТКОР (Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка) Александр Булеев. — С одной стороны, человек пьянеет, с другой — входит в эйфорию от определенной доли если не наркотика, то психотропного средства, которое в той или иной мере присутствует в этих напитках. Сначала будет смешение со слабоалкогольными напитками — в этой нише одни и те же потребители, и рынок может ощутимо наполниться такими напитками.

Ну и о главном. Самогон не умрет. Как гнали его на Руси, так и будут гнать. Если с нелегальной бормотухой государство будет еще более жестко бороться, то домашнее самогоноварение продолжит существовать. Более того: все больше умельцев налаживают производство и продажу аппаратов для изготовления “свойского” самогона. И сие не смогут не заметить даже всемирно известные производители бытовой техники. Так что лет через 15 в магазине кухонных принадлежностей наряду с микроволновками и холодильниками будут продаваться японские фирменные самогонные аппараты.

ВОДКА ПЛЫВЕТ ПО ТЕЧЕНИЮ
В угоду потребителю народный напиток изменит вкус

— Если говорить о том, как себя будет чувствовать водка в будущем, то я вижу два параллельных пути развития этого продукта: консервативный и новаторский, — считает директор по маркетингу крупной алкогольной компании Владимир Глазунов. — Уверен в том, что в России водка в своем классическом варианте была, есть и будет. Все же 500-летняя традиция — не шутка, консервативность присуща этому напитку. Но рынок есть рынок: чтобы завоевать потребителя, производители вынуждены придумывать что-то новое.

Уже сегодня мы видим на водочных полках плоды разнообразных экспериментов с формой, фактурой и даже цветом стекла бутылки. Чего только нет: округлые, квадратные и прямоугольные “флаконы” в сечении, конусообразные, цилиндрические, авангардных фантазийных форм. Прозрачные, имитирующие поверхность льда, матированные, с окошечками, узорами — в общем, всего не перечислить. Можно смело сказать: поиски в области формы будут главным направлением новаторства.

А еще все ждут появления особой бутылки-холодильника. Такой, чтобы водка в ней в любую погоду была холодной. Маркетологи считают, что такая туристическая бутылка-термос обеспечит маленькую революцию на рынке.

Что же касается содержания, то здесь многое зависит от моды. Некоторое время назад была популярна водка с добавлением сахара. Затем ориентир массовых предпочтений сместился в сторону водок, где в качестве умягчителя вкуса использовались такие средства, как углеводный модуль “алкософт” или лактулоза. Сейчас рынок диктует поиск новых вкусовых добавок, отражающих предпочтения разных групп людей. В моде настойки с оригинальными вкусами: на травах, ягодах, фруктах, шишечках, почках, корочках и даже кактусах. Людям постарше больше нравятся традиционные травяные и ягодные вкусы, молодежи — экзотические грейпфрутовый, апельсиновый. И скорее всего именно нынешняя мода задаст вкусовой тон на ближайшие 10—20 лет. Не исключено, что в будущем появятся настойки с самыми разными и подчас неожиданными добавками — например, настойка со вкусом кокоса.

Так же считает и начальник отдела исследований потребительского рынка и услуг ИТКОР (Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка) Александр Булеев:

— В дальнейшем будут развиваться различные вкусовые гаммы, причем в водке — самые неожиданные. Скажем, добавки хвойных веществ, которые будут создавать определенную специфику и необычность.

Некоторые производители экспериментируют с крепостью водки, выпуская напитки от тридцати с небольшим до 45%, но пока побеждает классика — 40%. Возможно, что химики-технологи изобретут добавку, способную регулировать градус и даже вкус водки в зависимости от предпочтений конкретного потребителя. Допустим, вы любите классический вкус и 40% — пожалуйста. А ваша дама хочет водку со вкусом вишни и крепостью поменьше — нет проблем. А пьете вы один напиток, градус и вкус которого регулирует всего лишь хитрая добавка.

ФИНГАЛ ПОД ГАЗОМ
Алкоголь скоро начнут вдыхать

Предупреждаем сразу: пусть эта заметка не вдохновляет вас на эксперименты! Не пытайтесь повторить ничего из нижеизложенного в домашних условиях. Потерпите несколько лет.

Проблема иных агрегатных состояний алкоголя давно занимала умы прогрессивного человечества. Но если порошковая (растворимая) или твердая (разгрызаемая) водка скорее всего так и останется в области анекдотов, то с газообразным алкоголем нам еще предстоит столкнуться.

Во-первых, английские химики научились обогащать водку газами. Веселое ситро уже появилось в продаже в Европе. В ближайшем будущем его ожидают и на российских прилавках. Однако стоит помнить, что ничего нового для нас в таком шипучем сочетании нет. Многие советские граждане изготавливали похожий продукт еще лет 40 назад, благо бытовыми сифонами социалистическая промышленность народ обеспечивала. Особой народной любви смесь спирта и газа не заслужила, ибо отправляла в нокаут уже в первом раунде битвы с зеленым змием. Между тем любой прожженный алкоголик предпочитал помучиться хотя бы раунда три, прежде чем лечь на ринг. Сочетание уже заслуженной непопулярности английского напитка, его предполагаемой высокой цены, а также неминуемых протестов санитарных врачей вряд ли обеспечит газированной водке успех в России.

У другой иноземной заразы будущее может оказаться более кучерявым. Речь идет о приборе, названном по-простому: “алкоголь без жидкости”. Принцип его действия прост. В емкость заливается любой алкоголь. Там его пары смешиваются с кислородом и поступают в специальный патрубок. Жаждущий вставляет его в рот, дышит смесью и быстро косеет. Бурное опьянение длится около получаса, а потом наступает стремительная беспохмельная трезвость. Объясняется эффект тем, что алкоголь поступает прямо в кровь, минуя печень. Создатели прибора рекомендуют вдыхать эту усладу токсикомана исключительно через рот, чтобы не повредить тонких сосудов в носу. Есть и ограничения по достижению кайфа — дышать не более 20 минут и не чаще двух раз в сутки.

Мы поинтересовались российскими перспективами чудесного прибора у известного московского ресторатора.

— В принципе его применение возможно, — сказал он. — Ведь, например, кальяны пользуются у нас огромной популярностью. А в них часто дым пропускают не через воду, а через вино или даже абсент.

БУХ И ПРАХ
К 2020 году с перепоя умрет до 7 миллионов россиян

Серьезные аналитики вряд ли могут адекватно прогнозировать тенденции развития алкогольного рынка России. В мировой научной практике, как правило, не рассматриваются всерьез такие темы, как “доля гнилодава в секторе бормотухи” или “лосьон как бренд с устойчивыми традициями”. Зато на наших широтах экспертами по данной теме могут выступить миллионы. И для доказательства компетентности не надо предъявлять диплом — достаточно выпирающей печени.

По данным ВОЗ, алкоголизм как причина смерти занимает в мире третье место. Тон мировым процессам во многом задает Россия. У нас 18% мужского и 5% женского населения регулярно “употребляют”, из них пятая часть состоит на учете у наркологов с диагнозом алкоголизм. В 2003 году их число составляло 2,2 миллиона человек.

По мнению экспертов, реальное потребление алкоголя в России достигает ежегодных 15 литров спирта на душу населения, или приблизительно 180 бутылок водки в год на взрослого мужчину. И снижения литража не предвидится. Но прежде чем давать прогнозы на будущее, стоит отметить два важных момента. Во-первых, смертность собственно от алкоголизма, цирроза или отравлений в России не так уж велика — 50—70 тысяч человек в год. Но такая статистика не учитывает смертность косвенную. А первопричиной сердечно-сосудистых заболеваний с летальным исходом, убийств, самоубийств и т.д. чаще всего становится “злоупотребление”. И второе — эпидемия “отравлений суррогатом”, о которой так много говорят, не является главной из алкогольных бед.

— Даже если бы все технические жидкости в стране выпивались, то доля их потребления составляла бы процентов 10—15 всего алкоголя, что приходятся на душу населения, — говорит руководитель отдела Московского НИИ психиатрии, доктор медицинских наук Александр Немцов. — Страшно именно общее количество потребляемого алкоголя. И наша главная беда в том, что алкоголь у нас дешев и доступен. Смертность, связанная с алкоголем, будет уменьшаться, только если удастся уменьшить потребление. А у нас никто не ставит такой цели. И ситуация в ближайшее время не изменится. Число людей, прямой и косвенной причиной смерти которых становится алкоголь, останется прежним — от 300 до 500 тысяч в год.

“Я С БОДУНА? ДА НИ ХРЕНА!”
Бороться с алкоголизмом начнут аж с детского сада

Британский профессор Дэвид Натт недавно выступил с революционным заявлением. Он предложил изменить химический состав алкогольных напитков так, чтобы их употребление не вызывало неприятных последствий — начиная от похмелья и кончая циррозом печени. У утомленного прогрессирующим алкоголизмом человечества появилась надежда...

По словам ученого, некоторые молекулы, содержащиеся в алкоголе, отрицательно воздействуют на определенные рецепторы головного мозга. От этого и происходит, например, потеря памяти с бодуна. Если “плохие” молекулы в выпивке заменить на “хорошие”, соединяющиеся с другими рецепторами, состояния “а что было-то, мужики?” не наступит. Можно, по мнению профессора-оптимиста, заменить и другие молекулы, отвечающие за агрессию, тошноту, потерю координации и так далее. Подобный алкоголь будет вызывать исключительно радость, считает англичанин. Однако большинство наркологов все-таки настроены на дальнейшую борьбу с алкоголизмом.

Так, врач-нарколог Ирина Старкова считает, что в будущем больше внимания будут уделять профилактике алкоголизма. Причем выявлять предрасположенность к нему начнут уже с младенчества, и вот как. Не секрет, что зачастую алкоголизм у того или иного человека обусловлен низким содержанием эндорфинов в крови. Эндорфины — группа химических веществ, отвечающих в том числе и за хорошее настроение. Их малое количество ведет к меланхолии и тоске. И человек начинает пить.

Если анализы, определяющие уровень эндорфинов, станут более доступными, считает нарколог, недостаток “гормонов радости” можно будет с точностью определять уже у детей. И уже с ними вести соответствующую работу.

По мнению директора Института реабилитации Национального научного центра наркологии России Тараса Дудко, в ближайшем будущем возможным станет вмешательство в организм на генетическом уровне — для устранения генов, отвечающих за развитие тяги к спиртному. Но в первую очередь будут развиваться нынешние методы лечения, когда алкоголикам прописывают препараты, устраняющие тягу к выпивке.

Не исключено, что в России может вновь появиться принудительное лечение от алкоголизма. Но, естественно, не в форме прежних ЛТП. Кроме того, медики и политики спорят о необходимости тотального учета и контроля за больными алкоголизмом.


ЧТО НЕОБЫЧНОГО ПОЯВИТСЯ НА ПРИЛАВКАХ ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ

Смеси пива и соков.

Молочное и кефирное пиво.

Молдавские и грузинские вина (шутка).

Несладкие “мужские” ликеры: со вкусом табака, коры дуба, багульника и проч.

Фруктовые самогоны на основе любого сырья и любой градусности.

Пресловутая “табуретовка” (обычный свекольный самогон, названный так исключительно в рекламных целях).

Хвойные водки: еловые, сосновые и пихтовые (с шишечками, плавающими в бутылке).

Настойки с присадками — горчичная, мятная, ромашковая, витаминизированная.

Российский виски (в том числе и очень качественный).

Огуречный лосьон (дорогая водка на основе огурца).




    Партнеры