Школьникам преподадут светскую историю

В учебниках станут больше рассказывать о моде и частной жизни

18 декабря 2006 в 00:00, просмотров: 139

Пожалуй, ни по одному школьному предмету нет у нас столь “непостоянных” учебников, как по истории Отечества. Ее переписывают регулярно. Что важнее — факты или мнение о фактах? Нужно ли грузить детей альтернативной датировкой исторических событий? Реально ли по современным учебникам подготовиться к Единому госэкзамену по истории? Все эти вопросы родители, учителя и эксперты обсудили на всероссийской интернет-конференции с говорящим названием: “Каким быть школьному учебнику истории?”


— Сын отстает в школе по истории. Я почитала учебник: такая каша, написано занудно! Учитель предлагает подтянуть ребенка по предмету, если будем платить “всего” по полторы тысячи за каждые полтора часа занятий. Есть ощущение, что учебники специально пишут так, чтобы родители от безысходности платили репетиторам.

Отвечает Светлана ТЕТЕРИНА, начальник отдела федеральных перечней учебной литературы Минобрнауки РФ:

— На официальном сайте Минобрнауки России (www.mon.gov.ru) размещен список учебников, рекомендованных/допущенных министерством для преподавания в школе на 2006/07 учебный год. Как правило, авторы учебников истории — известные ученые: Чубарьян, Сахаров, Данилевский, Загладин, Данилов, Алексашкина. Все книги проходят экспертизу ведущих научных центров страны, в том числе Российской академии наук и Российской академии образования. РАН оценивает научную составляющую учебника, РАО — соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. Учебники истории должны воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины.

* * *

— Что должно занимать главное место в “идеальном учебнике истории”: факты или мнения об этих фактах?

Отвечает Александр ЧУБАРЬЯН, директор Института всеобщей истории РАН, академик, член-корреспондент РАН:

— Эту тему недавно обсуждали на конференциях Совета Европы. Эксперты сошлись на следующем: дать определенный набор фактов важно. Но еще важнее — научить учащегося мыслить и оценивать исторические события. А для этого надо заинтересовать предметом. В мировой исторической науке сейчас распространено давать расширенный показ истории повседневной жизни людей (проблемы моды, нравы эпохи). Надеюсь, у нас новое поколение учебников тоже не за горами.

* * *

— Целесообразно ли вводить в школьные учебники альтернативные подходы к истории, например новую хронологию Фоменко? (“Новая хронология” — теория, утверждающая, что общепризнанная датировка исторических событий неверна. Один из главных авторов — математик Анатолий Фоменко. Теория основана на математических расчетах и анализе общих черт событий разных эпох. Многие историки, математики и астрономы считают “Новую хронологию” лженаукой. — “МК”.)

Отвечает Александр ЧУБАРЬЯН:

— Элемент альтернативности может присутствовать — в виде информации о том, что в оценке данного события имеются и другие точки зрения. Это относится к вопросам, вызывающим активные споры в обществе. Но что касается конкретной новой хронологии — не уверен, что о ней надо писать в школьных учебниках. Эта теория может вызвать нездоровый интерес к внешне сенсационным открытиям, не имеющим научного обоснования.

* * *

— Есть мнение учителей: ни один учебник не годится для того, чтобы преподавать по нему. Все написаны по чьему-либо заказу. Нужно идти в музей и там, на настоящих исторических экспонатах и с помощью цитат исторических личностей, учить историю.

Отвечает Андрей ЛУКУТИН, учитель истории, лауреат Всероссийского конкурса “Учитель года-2004”:

— Именно так и делают добропорядочные родители. “Я поведу тебя в музей”, — сказала мне сестра”. С посещения Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве началась моя любовь к истории. А сейчас и в музей ходить не надо. Множество сайтов предлагает виртуальные экскурсии по Кремлю, Владимиру, Саранску. А учебник ВСЕГДА написан по чьему-либо заказу: лица или группы лиц, времени, власти, Общества защитников животных. Он является концентрированным источником информации и не может заменить “личного общения со стариной”.

* * *

— Не считаете ли вы, что необходимо определить для сдачи ЕГЭ более точный объем знания дат, понятий?

Отвечает Андрей ЛУКУТИН:

— Нет. В большинстве учебников по истории и так заложено необходимое количество дат и понятий. И разработчики заданий для Единого госэкзамена пляшут именно от них. Никто не спрашивает, в котором часу Врангель переходил реку, или кто провожал Герцена за границу.

* * *

— Учебник по истории для какого класса, на ваш взгляд, наиболее полезен с точки зрения полноты и глубины учебного материала?

Отвечает Андрей ЛУКУТИН:

— Из последних вышедших мне понравилось “бережное отношение к старине” в учебнике для 6—7-х классов Данилевского и Андреева, новая структура подачи материала для 10-го класса Павленко, Андреева, “заставляющий по-иному взглянуть на “сказки Древнего мира” учебник Уколовой и Маринович, сложный (для профильных классов), но до мелочей продуманный учебник Ляшенко по истории XIX века.




Партнеры