Культ стоматолога

Президентов в Туркмении делает охрана

В Туркмении, похоже, зарождается новый культ личности. По крайней мере под нынешнего и.о. президента Курбанкулы Бердымухаммедова уже изменяют Конституцию. Так, если раньше и.о. не мог баллотироваться на пост президента, то теперь — пожалуйста! Собственно говоря, уже никто и не сомневается, что именно Бердымухаммедов станет президентом: выборы 11 февраля — формальность.


“МК” попытался разобраться в фигуре нового президента. Что он за человек и каким будет правителем. Ситуацию помог прояснить экс-вице-премьер республики Назар Суюнов.

— Бердымухаммедов — профессиональный врач-стоматолог. Родился в Туркмении и всегда там жил. Окончил мединститут. Я лично его знаю. Это полный антипод Ниязова. Очень спокойный, тихий, послушный. На мой взгляд, Курбанкулы — человек без амбиций. Вряд ли Туркменбаши мог готовить его в качестве преемника. Бердымухаммедова называют внебрачным сыном Ниязова, но я в это не верю. Ну и что из того, что они похожи внешне? Даже по возрасту Курбанкулы едва ли может быть отроком Туркменбаши. Ему сейчас 49 лет. Значит, он родился, когда Ниязову было 16—17 лет.

Тем не менее политологи склоняются к мысли, что слух о внебрачном сыне был пущен специально — это помогло стать Бердымухаммедову преемником номер раз.

Почему же именно он стал кандидатом, который устроил политэлиту Туркмении? Поговаривают, что большую роль в этом сыграл начальник президентской охраны Акмурад Реджепов.

— На Востоке исторически сложилось так, что охрана играет большую роль. Охранники всегда были приближенными сначала к хану, а теперь — к президенту. Это восточный мусульманский менталитет, — говорит политолог Аждар Куртов.

Что касается Бердымухаммедова, то нужно говорить не о том, что он ставленник или креатура Реджепова, считают политологи. Просто он устраивает всю верхушку политической элиты Туркмении. Есть определенные кулуарные договоренности.

Что касается стиля правления Бердымухаммедова, то тут мнения расходятся. Одни уверены в том, что при нем будет значительно легче, нежели при Ниязове. Напомним, что Ниязов был и президентом, и главой народного совета. Теперь эти должности разделены. Что же касается оппозиции, которая сейчас базируется на Украине, то ее нигде не воспринимают всерьез.

— Смысла в их существовании нет. Их никогда не пустят в Туркмению, так что они не смогут участвовать в избирательной кампании. Кроме того, сама по себе оппозиция сильно разобщена. Зачем они вообще нужны? Скорее всего они работают на будущее, — говорит Андрей Грозин из Института стран СНГ.

Нашему корреспонденту на Украине удалось пообщаться и с самими оппозиционерами. По их мнению, происходящее в Туркмении есть прямое продолжение диктаторского режима Ниязова.

— С первого же дня была нарушена Конституция. Спикер парламента Овезгельды Атаев должен был исполнять обязанности главы государства. Однако на него сразу сфабриковали уголовное дело и упрятали за решетку. Если спикер действительно в чем-то там виновен, выдвигать временную кандидатуру должен народный совет. И здесь поступили не по закону!.. — говорит соратник Оразова Нурмухаммед Хананов.

— Вообще к заявлениям оппозиционеров стоит относиться с большой долей скептицизма. Они уже ошиблись, заявив, что в Туркмении арестовали одного из министров, хотя на самом деле это было не так. То есть им на самом деле сложно следить за ситуацией в стране, находясь за ее пределами, — говорят политологи.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру