Запуск ракеты со спутником “NSS-8” переносился несколько раз из-за плохих метеоусловий — в том месте, где находилась стартовая платформа, скорость ветра и морского течения превышали установленные технические нормы.
В ночь на среду с погодой все было в порядке, и “Зенит” готовили к работе. За 5 часов до старта запускается программа, и все дальнейшие операции по подготовке ракеты осуществляются автоматически, без участия людей. К этому времени на плавучей платформе никого не остается, контроль всех операций осуществляется с борта командного судна.
Сам запуск прошел успешно, но примерно через 40 секунд после старта с борта ракеты перестала поступать телеметрическая информация. Такое случалось и раньше, поэтому в ЦУПе ждали, что подача телеметрии на наземные пункты управления возобновится. Но этого не случилось, и стало ясно, что произошла внештатная ситуация.
— После отрыва от пускового устройства ракета упала в воду, — сказал пресс-секретарь Федерального космического агентства Игорь Панарин.
Заметим, что “Зенит” изготавливается на украинском заводе “Южмаш”. На том самом предприятии, что делает печально знаменитый “Днепр”, “отличившийся” в прошлом году тем, что неудачно стартовав с Байконура, угробил сразу 18 иностранных спутников. Не исключено, что в случае с “Зенитом” виноваты снова окажутся днепропетровцы: российская составляющая этой ракеты — разгонный блок, изготовленный в РКК “Энергия”, — к работе приступить даже не успел, он должен был включиться на 10-й минуте полета.
Эксперты неоднозначно оценивают возможные последствия аварийного запуска. Например, известный специалист в области космонавтики Игорь Лисов утверждает: “Видеозапись старта заставляет предполагать самые худшие последствия для плавучей платформы. Судя по записи, ракета на первых секундах после пуска пошла не вверх, а провалилась в отверстие в стартовом столе. После этого скорее всего несколько сотен тонн компонентов ракетного топлива, которыми являются кислород и керосин, взорвались под платформой”. Правда, после аварии плавучую платформу осмотрели с вертолета. Пилоты доложили, что пожара там нет и платформа сохраняет плавучесть. Значит, топливо по ней не разлилось, и авария не привела к большим разрушениям. Следовательно, стартовый комплекс может быть восстановлен в короткие сроки.
Специалисты компании “Морской старт” начали расследование причины аварии. Когда виновный будет “обнаружен”, станет ясно, кто будет платить за “убитый” голландский спутник.
Справедливости ради стоит отметить, что ракета-носитель “Зенит” выпускается уже 10 лет и считается надежной — только в 2006 году компания “Морской старт” осуществила 5 успешных запусков. Нынешний пуск был уже 24-м, и до него лишь три закончились неудачей. В 2000 году ракета упала на первой минуте полета. В 2001 году аварийно был отложен запуск за минуту до старта, а в 2004 году разгонный блок не смог вывести спутник на заданную орбиту.
СПРАВКА "МК"
Компания “Морской старт” образована в апреле 1995 года. Ее учредителями являются Boeing Commercial Space Company (США, 40% акций), РКК “Энергия” (Россия, 25% акций); Kvaerner Maritimeas (Норвегия, 20% акций), КБ “Южное” и ПО “Южмаш” (Украина, 15% акций). Общими усилиями страны построили мини-космодром на платформе, установленной в Тихом океане в районе экватора. Такое расположение позволяет выводить на орбиту спутники гораздо большей массы, чем с наземных площадок при тех же энергозатратах. В состав комплекса “Морской старт” помимо российско-украинской ракеты-носителя “Зенит-SL” входят морская стартовая платформа Оdyssey и командное судно Sea Launch Commander. Выведение спутников на геостационарные орбиты осуществляется с помощью разгонных блоков разработки и производства РКК “Энергия”.
Комментарий эколога
Координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Алексей КНИЖНИКОВ:
— Если по поверхности моря разлилось 400 тонн керосина — это очень много. У этого топлива есть такое свойство: оно тонкой пленкой захватывает большую поверхность. Несомненно, это окажет воздействие на морскую среду, ведь там есть жизнь, верхний планктон например. То, что живет в верхних слоях воды, будет умирать.
Если авария случилась в открытом океане, то действия по ликвидации последствий не предпринимаются — это физически крайне затруднительно. Если в прибрежной зоне или если до нее керосиновое пятно могут донести сильные течения, тогда специальные службы реагируют. Только вряд ли в данной ситуации кто-то предусматривал развитие такой ситуации.