Бег на длинные дистанции,

или Станет ли Toyota любимой маркой россиян?

15 февраля 2007 в 00:00, просмотров: 947
  Чтобы взять интервью у главы российского подразделения Toyota Motor, господина Томоаки Ниситани, корреспонденту “МК” пришлось купить лыжи и стартовать на 10-километровой дистанции в XXV Всероссийской гонке “Лыжня России-2007”.
     
     Символику Toyota нынче можно встретить даже в самых забытых уголках цивилизации. И сегодня о своей компании и о своих взглядах на нас, россиян, рассказывает глава российского подразделения Toyota Motor господин Томоаки Ниситани.

Шаг до победы

     За столетие, прошедшее с момента появления в 1935 году автомобильного подразделения Toyota как отделения завода, занятого изготовлением текстильных станков, из небольшого филиала компания превратилась в один из крупнейших концернов мира. Группа Toyota включает в себя множество компаний, как автомобильных, так и специализирующихся в иных областях. Свой 100-миллионный автомобиль Toyota продала в 1999 году и сегодня находится в одном шаге от первой строчки в мировой табели о рангах автоконцернов. Впереди остается только General Motors. Но, судя по всему, американцам долго не выстоять.
     По итогам прошлого года совместные продажи всех автомобильных брендов Toyota — а сюда входят Toyota, Lexus, Daihatsu и Hino (тяжелая строительная техника) — составили по всему миру около 8 млн. 800 тыс. автомобилей. В текущем году планируется превысить эти показатели и продать более 9 млн. авто. Что касается России, то здесь совокупные продажи Toyota и Lexus в 2006-м превысили 105 000 машин. Причем более 10 000 из них приходятся на премиум-бренд Lexus. Общий рост составил практически 60%, чему господин Ниситани, безусловно, очень рад.

Приношу свои извинения...

     И еще наш визави, будучи настоящим японцем, в ходе интервью постоянно благодарил российских клиентов и не переставал извиняться перед ними. Очевидно, ему было неловко за внушительные (из-за большого спроса до полугода) очереди на некоторые модели. И не только: “Мы намерены максимально улучшить сервис и при покупке, и при дальнейшем обслуживании авто”, — заверил нас господин Ниситани.
     
     СПРАВКА "МК"
     Первые официальные дилеры Toyota появились в России в начале 90-х годов. В 1998 году компания открыла сначала московское представительство Toyota Motor Corporation, созданное для мониторинга рынка, содействия увеличению продаж и количества дилерских центров в основных регионах России. И затем, в апреле 2002 года, в России начала работу национальная компания по маркетингу и продажам ООО “Тойота Мотор”. Сегодня в России зарегистрировано 29 официальных дилеров компании. Все они соответствуют ряду жестких требований, предъявляемых к дилерам по всему миру. В их основе лежит концепция трех S: собственный автосалон (Showroom), наличие современной сервисной станции (Service Shop), наличие склада запчастей (Spare Parts Shop).
     
     Оценивая тенденции, наметившиеся сегодня на отечественном автомобильном рынке, японский топ-менеджер заверил, что для Toyota Россия сегодня — один из наиболее перспективных и динамично развивающихся рынков. Вспомнили и про “кирпич”. Аббревиатура BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) — кирпич (англ.) — для японских концернов считается приоритетной. Решение Toyota строить собственный завод в Шушарах под Санкт-Петербургом обусловлено именно этой логикой. Остается лишь досадовать на то, что Россия в этой четверке “выскочек” оказалась последней. В остальных странах “кирпича” компания уже собирает свои автомобили.
     Расстояния у нас огромны, природа сурова, а одиночество беспредельно. Этими словами классика можно убедительно проиллюстрировать реакцию Ниситани-сан на вопрос о проблемах, с которыми сегодня сталкивается концерн в России. Проблемы по большей части те же, что были у Наполеона. Но если серьезно, то на самом деле японцев, как и нас самих, раздражает многое. И бюрократия, и коррупция, и ежедневные изменения законодательства, лихорадка в сфере нормативных документов. Однако благодаря медитативным особенностям характера и терпеливости они воспринимают наши реалии просто как данность. То есть как иную среду для ведения бизнеса, к которой можно приспособиться. Но привыкнуть к многочасовым перелетам... Скажем, к дилерам в Сибирь... Приспособиться к отсутствию времени на адаптационный период при смене часовых поясов, увы, невозможно. “Россия слишком огромна, и нам тяжело охватить ее”, — посетовал Ниситани. Что любопытно, деятельность многочисленных “серых” перевозчиков, поставляющих десятками тысяч праворульный секонд-хэнд из Японии на Дальний Восток, московский офис Toyota нисколько не пугает. Скорее наоборот, владельцам праворульных авто здесь даже рады, поскольку они тоже пользуются сервисом у официальных дилеров.
     А дальше вновь последовали очередные извинения, поскольку разговор опять коснулся технического обслуживания. Мне даже стало неловко, будто это я лично стоял в очереди на “жестянку” и покраску. Как ожидается, в текущем году в России откроют двери несколько новых дилерских центров Toyota и Lexus. И в этой связи есть все основания полагать, что ситуация улучшится.

Приоткрывая тайны

     Что касается новинок, то уже в феврале должны начаться продажи новой Toyota Corolla. Она будет продаваться только в кузове седан. Без хэтчбека мы тоже не останемся, поскольку весной на рынке обещает появиться Toyota Auris — самостоятельная модель, но в том же сегменте С. На вопрос о новом Land Cruiser господин Ниситани начал интересничать. Деталей и сроков называть не стал, пообещав сюрприз. А отвечая на короткий вопрос о том, чем же новый Auris сможет превзойти конкурентов, заверил, что мы сами все поймем, едва сев за руль.
     Если говорить о способах, благодаря которым Toyota достигла в России столь значительных результатов, возможно, стоит обратиться к восточной философии. “Тихие воды глубоки”, “верь не только тому, что видишь” и прочий сентиментальный мистицизм, вероятно, и оказал влияние на количество продаж. Однако практика доказывает, что, сидя в красивом месте и каллиграфически выводя кисточкой изречения древних мудрецов, отбить покупателей у конкурентов сложновато. Считается, что западная метода развития и прогресса представляет из себя кривую, напоминающую лестницу местами с высокими (скачки), но очень широкими (период застоя) ступеньками. Тогда как японская кривая, в целом достигая несколько больших высот, не укладывается в двухмерную систему координат. Это спираль, поднимающаяся вверх плавно и образующая кольца со все большим диаметром. Мы кардинально отличаемся в подходах к решению задач. Так, представитель Страны восходящего солнца, несколько лет наблюдающий за нами изнутри, заметил, что наслаждение собственной богатой и полноценной жизнью, получение удовольствия от нее — для русских сегодня главное в жизни. А улучшение инфраструктуры и окружающего мира, на чем делают акцент в Японии, пока отходит на второй план. Между тем нынешний экономический курс России, делающий ставку на энергетические отрасли, Ниситани-сан не считает ошибочным. “Существуют различные пути экономического развития, и выбор того или иного из них зависит от условий конкретного государства. Россия сегодня максимально использует все имеющиеся у нее ресурсы и правильно делает. Это один из путей экономического развития”. Хоть в чем-то утешил нас японский эксперт.

Придется строить дороги

     На “Лыжне России” (одним из генеральных спонсоров которой стала Toyota), активно работая лыжными палками в толпе таких же “энтузиастов”, я подумал о странной, с точки зрения россиянина, спортивной политике японского концерна. Поддерживая отечественный спорт (Toyota спонсировала Кубок европейских чемпионов по хоккею в Питере, чемпионат мира по легкой атлетике в закрытых помещениях в Москве и много других мероприятий), компания оставляет в тени собственные спортивные достижения. На отечественном рынке сегодня не представлено ни одной спортивной модели Toyota, что смахивает на некоторую дискриминацию. С этим вопросом, благополучно сойдя с дистанции уже на первом километре трассы, я и отправился на интервью. “К сожалению, в России нет хороших дорог, — остудил мой пыл Ниситани-сан, — их качество пока не позволяет безопасно эксплуатировать спортивные авто”. Иными словами, свой главный лозунг “Движение по жизни” Toyota и дальше будет проповедовать в России силами сугубо “гражданских” авто. Что ж, похоже, нам все-таки придется строить дороги.
     
     ИЗ ДОСЬЕ "МК"
     Томоаки Ниситани, будучи чистокровным японцем, человек абсолютно “наш”. Он предпочитает хорошие автомобили, курит, понимает толк в хороших напитках. А к обеду для него нет ничего лучше горячей рыбной солянки. Активно занимается русским языком и весьма в нем преуспел. Родился в 1953 году в префектуре Аичи, где, кстати, и находится офис Toyota Motor Co. Закончил университет Васеда в Токио по специальности международная экономика, аспирант.
     Карьеру начинал как банковский служащий в одном из крупнейших японских банков. Проработал там более десяти лет. В Toyota относительно недавно, с 1999 года. К нам Ниситани-сан приехал в начале 2004 года и сразу возглавил российское направление бизнеса. Женат, имеет троих детей: старшей дочке — восемнадцать, два мальчика — 15 и 12 лет. В студенческие годы, более 20 лет назад, проходил практику в Ленинграде, других городах СССР и с нашей жизнью знаком не понаслышке. Как признался в своем интервью корреспонденту “МК” топ-менеджер, командированный из Японии осваивать наши просторы, его заветная мечта — торжество Toyota на российском рынке. Ниситани-сан мечтает о временах, когда Toyota станет любимой маркой россиян, для этого и работает в России. Недавно продлил контракт. Любимая модель автомобиля — Toyota Land Cruiser. Но водить предпочитает Lexus LX 470.


Партнеры