Тайна старого шкафа

Президент “Гелоса” рассказал о секретах антиквариата

  “Картину Маковского продали почти за 2 миллиона!
     А сколько дали за письмо Наполеона?” Новости из мира антиквариата будоражат народонаселение, пожалуй, поболе, чем новости политики. В голове же у каждого вопрос: нет ли и у меня на антресолях чего-нибудь этакого, чего-нибудь старинного? И за сколько же “это” можно продать?
     Удовлетворяя растущее любопытство народа к антиквариату, президенту аукционного дома “Гелос” Олегу Стецюре и директору музея “Гелос” Эдуарду Стецюре-младшему пришлось непросто. Редакционный телефон не утихал.

     
     — Скоро у вас Аукцион года, что интересного приготовили на этот раз?
     — Да, Аукцион года пройдет у нас 3 марта, и большая часть его “Зимней коллекции” уже представлена на сайте www.gelos.ru, вы можете ее посмотреть. Всего же на аукционе будет около 1000 предметов, в том числе 400 — в разделе нумизматики. Большинство из них — предметы музейного уровня! Кстати, познакомиться с коллекцией аукциона вы сможете на предаукционной выставке в “Гелосе”, которая откроется 17 февраля.

Хочу продать картину!

     — Мне нужно срочно продать картину. Есть ли такая возможность?
     — В аукционном доме “Гелос” проводятся еженедельные аукционы, кроме того, есть стринги, разделы срочной продажи предметов. Под “срочной продажей” мы понимаем выплату денег владельцу предмета сразу же после аукциона, вне зависимости от факта оплаты данного предмета. Если вас интересуют подробности, позвоните в отдел живописи по номеру 945-63-09.
     — А если я молодая, не имеющая регалий художница — могу я выставить на ваших аукционах свои картины? И сколько это будет стоить?
     — Мы берем процент только в случае продажи картины. Наш комиссионный сбор дифференцирован и определяется конкретным случаем. Если картина интересная и интерьерная, вы можете не сомневаться, что рынок она заинтересует.
     
     — А часто ли подделывают картины? И как отличить подделку или копию от авторской работы?
     — Подделки картин встречаются. Чаще это касается работ прославленных, всемирно известных мастеров. Иногда бывают подделки по датировке: картину, исполненную в ХХ веке, пытаются с помощью искусственно состаренного холста или других методов выдать за работу неизвестного художника, например, VIII—ХIХ веков. Если владелец сомневается в подлинности картины, лучше обратиться для подтверждения подлинности в экспертную организацию. Через три месяца в “Гелосе” начнет работать своя такая лаборатория.
     
     — Практический вопрос. Что лучше: отреставрировать картину перед продажей, чтобы она имела более презентабельный вид, или не тратить на это деньги?
     — Лучше перед продажей не реставрировать картины. Есть покупатели, которые доверяют определенному реставратору и не любят отреставрированные работы.

Иконы — не в прошлом

     — Модно ли сейчас коллекционировать иконы или это уже в прошлом? И еще — куда можно обратиться, чтобы оценить икону?
     — Вы знаете, иконы перестали быть сугубо элитарным увлечением. Рынок постоянно пополняется за счет любителей и неравнодушных людей, желающих создать не столько коллекцию, сколько небольшую подборку икон для дома, семьи, для потомков. Сейчас вместо десяти человек, готовых купить 100 предметов и более, мы имеем тысячу человек, желающих купить две-три хорошие иконы. Для рынка такая ситуация лучше, так как она стабильнее. Оценить икону вы можете у наших экспертов, записывайте телефон: 945-44-10.
     — Меня волнует еще вот что: насколько правомерна с религиозно-нравственной точки зрения продажа икон с аукционов?
     — Иногда на оборотах образов сохраняются надписи “выменян тогда-то”. Никогда не писали “куплен”. То есть в старину определенное “табуирование” обстоятельств иконной торговли было. С другой стороны, Церковь не осуждает иконную торговлю. Осуждается не торговля иконами как таковая, а любая торговля, где черное выдается за белое или грош за пятак.
     
     — В СМИ вовсю обсуждается недавняя ситуация с публичной продажей мощей через Интернет. Вы можете дать комментарий?
     — Известна такая паломническая традиция: ходить по святым местам, брать крупицы мощей в монастырях — в Палестине, в Иерусалиме — и вставлять их в напрестольные кресты, иконы. Эти предметы свободно обращались, в том числе и на дореволюционном рынке. В последнее время они проходили и через нас. Замечу, что отрицательных откликов на эти продажи не было, а создание таких артефактов поощрялось Церковью. Но в данном случае выставление на интернет-аукцион мощей — черепа и костей — говорит о чрезвычайно непочтительном отношении и к ним, и к нашей православной культуре. Это мое мнение. Если бы такое предложение поступило в “Гелос”, мы нашли бы возможность выплатить материальную компенсацию владельцу предмета, а мощи передать в Патриархию.

Бабушкин сервиз

     — У бабушки есть сервиз фабрики Гарднера. Сколько он может стоить и насколько популярны изделия этой фабрики?
     — Эти изделия, несомненно, интересны и сейчас. Но нужно помнить, что фабрики Гарднера выпускали много продукции: как уникальной ручной работы, так и массовой, недорогой. Заочно определить цену предмета очень сложно, приносите к нам в “Гелос”, эксперты дадут точную оценку предмета, эта процедура бесплатная, телефон отдела 946-06-38.
     — Хотел спросить, от чего зависит цена на старое серебро?
     — Факторов очень много: это и происхождение, и возраст предмета, и его подлинность — подделок известных фабрик достаточно много. На цену влияет авторство, уровень работы, сохранность предмета, есть ли у него утраты, был ли предмет реставрирован. Известная ли фабрика, есть ли клеймо. Важна историческая ценность: предмет может быть простым по исполнению, но иметь мемориальное, историческое значение, а значит, и соответствующую ценность на рынке.
     
     — Добрый день. У меня имеется существенная сумма, которую я бы хотел вложить в покупку старинных монет. Есть желание принять участие в одном из зарубежных аукционов. Посоветуйте, что мне надо сделать?
     — Как мы поняли, ваши познания в этой области носят скорее теоретический характер, а подводные камни действительно есть. Представьте: вы купили монеты за рубежом, ввезли их в Россию и, скажем, обратились в Исторический музей, где вам сказали, что монеты фальшивые. Вывезти их обратно из страны легально невозможно. Кроме того, не факт, что в иностранном аукционном доме признают экспертное мнение из России достаточным основанием для возврата денег. Гораздо более безопасно и не менее выгодно можно покупать предметы и в России, предоставив все вопросы с подлинностью решать специалистам. У нас в “Гелосе” они есть.
     
     — Скажите, можно ли рассматривать коллекционирование марок или старинных фотографий как способ инвестиций?
     — И марки, и фотографии действительно очень привлекательны в качестве способа вложения денег, годовой прирост по этим позициям составляет 30—40 процентов.
     
     — Я интересуюсь декоративно-прикладным искусством. Скажите, произведения каких мастеров наиболее востребованы на рынке антиквариата?
     — Что касается золотых и серебряных изделий, то наибольшим успехом пользуются предметы мастерских Фаберже, Болин, Лорие, Овчинникова, Хлебникова. Если будем говорить о фарфоре, то особую ценность представляют предметы, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, на заводе Попова, Корнилова, Миклашевского, а также на фабриках Гарднера. Среди бронзовых скульптур ценятся работы Грачева, Лансере, Либериха, Позена.
     
     — Не могли бы вы рассказать какой-нибудь интересный случай из практики.
     — Недавно к нам принесли много-много монет времен Николая II, среди них только рублевых более ста (!). И вот что рассказали сдатчики: дома у них с незапамятных времен стоял старый шкаф, от которого в конце концов захотели избавиться. А когда начали его разбирать, оказалось, что у него двойная стенка, и оттуда вдруг высыпалось... несколько сотен разных монет. Хороший сюрприз, а?

С подделками можно бороться

     — Олег Николаевич, в свете последних скандалов остро встает вопрос об установлении подлинности произведений...
     — Важный вопрос вы затрагиваете. Подлинность антикварного произведения устанавливается путем технической экспертизы с помощью комплекса методов: микрохимического анализа, физических и физико-химических инструментальных исследований. В стране есть несколько таких серьезных лабораторий, в основном при музеях — к слову, их работа по запросам частных лиц весьма ограничена. Я уже говорил, что мы создали собственную экспертную лабораторию, оснащенную самым современным оборудованием. “Гелос” применяет опыт крупнейших экспертных центров Европы, имеет специалистов высочайшей компетенции. Без ложной скромности скажу, что наша лаборатория станет новым передовым центром независимой экспертизы в России и серьезнейшей дополнительной гарантией для клиентов.
     
     — Скажите, пожалуйста, имеет ли успех ваша акция “Гелос” против криминала”?
     — Есть положительные результаты, разыскиваемые предметы находятся. Мы размещаем информацию о них у себя на сайте, объявляем вознаграждение за информацию. Акция нужная.
     
     — Каким образом “Гелос” гарантирует покупателям подлинность покупаемых произведений искусства кроме экспертного заключения на предмет?
     — Предметы высокого коллекционного и музейного уровня дополнительно застрахованы: на них может быть выдан сертификат страхования подлинности предмета. По нему предмет страхуется на полную сумму его стоимости на момент продажи без ограничения сроков.
     
     — Встречаются ли подделки печатных изданий?
     — Как правило, нет, скорее встречаются примеры реставрации или дополнения книги с помощью допечатывания утерянных страниц либо иллюстраций. Безусловно, это отрицательно влияет на стоимость книги.
     — А вообще модно ли собирать книги?
     — Очень модно. Сейчас собирательство книг вышло за пределы узкой сферы интересов букинистов. Это естественный процесс обращения людей к своей истории, к истории своего народа.

Мы — не только в Москве

     — Я видел у вас на сайте информацию о том, что открылось ваше представительство в Санкт-Петербурге. Как осуществляется прием и продажа предметов в Северной столице?
     — С декабря прошлого года “Гелос” осуществляет регулярные торги в своем санкт-петербургском представительстве, которое находится в бизнес-центре “Трезубец”. Это недалеко от Сенной площади, на ул. Ефимова, 4а. Прием предметов осуществляется по той же схеме, как и в Москве: нам приносят предмет, эксперт его оценивает, затем предмет выставляется на торги, после продажи владельцу выплачиваются деньги. За подробностями обращайтесь в представительство по тел. 8 (812) 448-59-08.
     — Планируете ли вы открывать представительства в других регионах?
     — Да, в наших планах открытие представительств в Екатеринбурге и Самаре.

До встречи в “Гелосе”

     — Проводите ли вы какие-нибудь необычные аукционы?
     — Конечно! 7 марта у нас пройдет аукцион “Для милых дам”. Я уверен — представленные на торгах предметы порадуют прекрасную половину человечества.
     
     — Здравствуйте, я слышала, что на прошедшем “Балу прессы” вы вручали премии журналистам. Можно ли узнать, что это за премии?
     — “Гелос” совместно с Союзом журналистов Москвы учредил три премии для журналистов, освещающих события в области культуры и антикварного рынка. Кстати, одну из них получила Марина Райкина, редактор отдела литературы и искусства “МК”.
     
     — Я учусь в выпускном классе. Скажите, есть ли в Москве учебные заведения, готовящие специалистов в области антиквариата?
     — Есть. Это Институт “Гелос”. По сути, единственное учебное заведение в России, которое дает такую специализацию. В МГУ и в других вузах есть факультеты, которые готовят искусствоведов или менеджеров по культуре. Но подготовку антикваров ведет только наш институт. Ну а об условиях поступления вы можете узнать на сайте www.gelos.ru или по телефону 946-14-23.
     
     — Ваш Аукционный дом известен и специалистам, и широкой публике, его считают лидером в России. Как вы подбираете персонал? Какими критериями руководствуетесь?
     — Спасибо за оценку. Вы хотите у нас работать? Кадровая политика “Гелоса” нацелена на создание команды единомышленников. И нам это удается. Но люди с прогрессивными взглядами, готовностью привнести новое, неравнодушные к нашей профессии нужны, конечно. Мы ценим хороший культурный уровень, умение ориентироваться в ситуации, принимать взвешенные самостоятельные решения. Рынок диктует необходимость знаний, в том числе как минимум одного из европейских языков. Так что приходите: о вакансиях можно узнать, позвонив в нашу кадровую службу по номеру 946-06-38.
     
     ИЗ ДОСЬЕ "МК"
     “Гелос” — единственный постоянно функционирующий Аукционный дом в России, аналог таких знаменитых Аукционных домов, как “Сотбис” или “Кристис”. В нем ежегодно проводится более 120 аукционов, на которых продается более 50 тысяч предметов антиквариата различного уровня.
     
     Прямую линию подготовили Марина ОВСОВА и Сергей РОГОЖКИН.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру