И целого мыла мало

Как выбрать косметику, чтобы не потерять лицо

3 марта 2007 в 00:00, просмотров: 206
  Верный способ завоевать сердце и кошелек российской покупательницы косметики — это, как подметили маркетологи, окрестить продукцию натуральной. Но чтобы наградить свой крем гордым именем “природное средство”, производителю достаточно запихнуть туда всего лишь от 0,01% до 0,5% природных экстрактов. “Натуральный” шампунь начинается с 0,002—0,1%. Эти нормы делают даже самую дешевую косметику “экстрактом из сердца природы”. Тянущихся к натуре (или LOHAS, если на американский манер) возбуждают экстрактами куриных эмбрионов, сывороткой лошадей, маточным молочком пчел… Изобретатели “магических” ингредиентов доходят до маразма: кашемир, своим экстрактом якобы облагородивший раскрученный шампунь, не что иное, как подшерсток тибетских коз. Как шерсть может помочь вымыть голову и каким таким чудесным способом из нее извлечен экстракт?
     Об этом умалчивают и история, и производители.

Не будь LOHAS

     Термин “натуральный продукт” перекочевал на косметический рынок после того, как хорошо зарекомендовал себя на рынке питания. Девиз остался тем же: “Натуральность — это безопасность”. “Синтетикофобия” вполне понятна и объяснима: в прессе то и дело появляются страшилки насчет способности тех или иных ингредиентов провоцировать аллергию или даже рак, напрочь “убивать” липидный слой и творить прочие безобразия с организмом. Начитавшись страшилок о “химии”, так и хочется перейти на натурпродукт.
     Однако безоговорочный знак равенства между натуральностью и безопасностью готовы поставить разве что товарищи, двигающие этот самый продукт на рынке. По словам кандидата химических наук Ларисы Карповой, даже самые качественные и высокоочищенные из эфирных масел могут вызывать аллергические реакции. Среди эфирных масел, содержащих более 1% аллергенов, в Косметических директивах ЕС можно найти популярные анис, бергамот, камфору, ромашку, гвоздику, грейпфрут, можжевельник, лаванду, лимон и лайм, ментол, розмарин, чайное дерево и иланг-иланг. Английские специалисты подсчитали, что только в 1% исследованных косметических средств не содержится аллергенов.
     И это еще не все — многие натуральные масла подвержены быстрому окислению, из-за чего могут становиться токсичными. Оптимальные формы и концентрации растительных экстрактов до сих пор не установлены. Еще одна ловушка для “натуралов” — растительные эмульгаторы, которые являются хорошей питательной средой для бактерий. А значит, должны применяться лишь в сочетании с надежными консервантами.
     — Сложно сделать косметику одновременно качественной, стабильной, безопасной и натуральной, — считает кандидат биологических наук Анна Марголина. — На практике всегда приходится комбинировать ингредиенты, оставляя полностью натуральными только биологически активные добавки. Если крем хорошо впитывается и легко распределяется, значит, “натуры” в нем по минимуму. И потому многие производители твердо уяснили для себя, что самое лучшее соотношение — это “капля природы на ведро синтетики”. Что, впрочем, не мешает им завлекать нас сентенциями о матушке-природе.

Тест на сухость

     Косметика не скальпель хирурга и не лекарство — произвести заметные изменения в нашем облике ей не по зубам. Разглаживание морщин силами чудо-крема — это из области ненаучной фантастики. Однако страницы прессы, экраны телевизоров и косметические каталоги пестрят сообщениями о магии, “подтвержденной результатами клинических исследований”. “Доказано — морщины сокращаются на 80%!” — убеждает одна из реклам в журнале. А в сноске мелким шрифтом честно указывается: “В тестировании принимали участие четыре человека”.
     Перед тем как купить заинтересовавшее вас средство, лучше проверить его ингредиенты по косметическому справочнику (интерактивную “шпаргалку” довольно легко найти в Интернете). Но самостоятельное “ориентирование на местности” все-таки связано с массой сложностей. Состав средства в большинстве случаев ничего не расскажет о концентрации веществ. А это важно: существует целый ряд компонентов, концентрация которых в косметике строго ограничена.
     Список того, что, по мнению специалистов, может негативно воздействовать на кожу, неимоверно длинен. Среди самых распространенных наибольшее число нареканий вызывают поверхностно активные вещества (ПАВ). Например, длительное использование средств для умывания с лаурилсульфатом натрия (или аммония) может привести к развитию сухости кожи, ее шелушению, выпадению волос, появлению комедонов (угрей, “черных точек” и т.д.), спровоцировать дерматиты. Многие отдушки, красители, консерванты, минеральные масла, спирты и прочие компонент, давно находятся у специалистов под прицелом.

Плата за имя

     “Чем дороже, тем качественнее и эффективнее” — если бы это правило железно работало по отношению к косметике, ориентироваться было бы проще. Но и среди элитной косметики попадаются пустышки, львиная доля стоимости которых — плата за имидж.
     Всю косметику можно грубо разделить на две категории — массовую и профессиональную. А массовая дробится на “люкс”, аптечную и “массмаркет”. “Не навреди” — главный принцип массовой косметики. Чтобы не нести ответственности за неверный выбор покупателя, производители используют тут небольшие концентрации активных веществ. Чтобы пользователь не столкнулся с нежелательными побочными эффектами.
     “Массмаркет” — это ширпотреб, который продается повсеместно. Он, как правило, вреда не наносит, но и результативности от него ждать не приходится. В состав самых простеньких кремов входит лишь жировая база, отдушка и минимальное количество активных веществ (все те же “полкапли на ведро”). И среди “массмаркета” можно найти достойные средства, но чудес в любом случае ждать не стоит.
     “Люкс”, продающийся в магазинах элитной косметики и парфюмерии, находится на следующем этаже “пирамиды красоты”. Здесь попадается и профессиональная косметика, но в большинстве своем “люкс” — качественный “массмаркет” с наценкой “на имидж”. Но ингредиенты, входящие в состав крема, занимают совсем небольшую долю от стоимости косметики. И десяти-, и стодолларовая баночки могут быть практически одинаковыми по составу. Крупные компании избирают тот же принцип “не навреди”, в основном придерживаясь стандартного набора и “безобидных” концентраций активных веществ. Другое дело, что “люксовая” компания с большой долей вероятности вложит больше средств в тестирование и проверку безопасности своей продукции. Особняком стоит так называемая аптечная косметика, которую нередко называют лечебной. Здесь возникает путаница: такой категории с точки зрения закона не существует вообще. Серьезные проблемы аптечная косметика скорее всего не решит. Однако о ее безопасности можно практически не беспокоиться: к ней предъявляются не менее жесткие требования, чем к фармацевтическим препаратам. Набор отдушек, красителей и прочих потенциально раздражающих компонентов в ней минимален.

 Точечный подход

     Наиболее сильное воздействие на кожу оказывает профессиональная (продающаяся и используемая в салонах красоты, специализированных клиниках и т.д.) косметика, производители которой учитывают потребности практически любой кожи. Если массовая “настроена” на пять типов кожи — жирную, жирную проблемную, комбинированную, сухую и увядающую, — то “профессионалка” может ориентироваться более чем на 20. Активных веществ в таких средствах не менее 15 (“массовики” зачастую ограничиваются лишь несколькими). Стоят такие средства довольно дорого — зачастую на уровне “люкса”. Но при этом “за имя” переплачивать не приходится: ведь в раскрутку марки производители вкладывают гораздо меньше средств, чем в исследования и производство. И еще — покупая профессиональные средства, сложнее напороться на подделку.
     Профессиональная косметика теперь доступна и для заказа по Интернету с меньшей наценкой. Однако без предварительной консультации косметолога ее покупать не рекомендуют. И не только из соображения собственной выгоды, но и потому, что неправильно подобранное средство действительно способно навредить. Без опеки косметолога из этой категории можно использовать повседневно только так называемые “домашние линии”. При комбинации сильных салонных средств с домашними и достигаются те впечатляющие результаты, о которых нам так навязчиво вещает реклама “массмаркета” и “люкса”.
     
     Что должна и чего не должна содержать натуральная косметика в идеале?
     •Растительные масла вместо силиконов, вазелина, эфиров жирных кислот и т. д.
     •Натуральные полимеры (например, гиалуроновая кислота, хитозан) вместо синтетических загустителей.
     •Натуральные эмульгаторы (белки, фосфолипиды, производные крахмала) вместо синтетических эмульгаторов.
     •Эфирные масла вместо отдушек.
     •Натуральные антимикробные агенты (бензойная кислота) вместо синтетических консервантов.
     •Растительные экстракты, натуральные витамины, альфа-гидроксикислоты и др. вместо синтетических.
     •Не должно быть спиртов, ацетона и других растворителей в водной фазе (впрочем, их хорошо бы избегать при выборе любой косметики).
     
     Некоторые ингредиенты, косметических средств, которых лучше избегать
     “ОПАСНЫЙ” ИНГРЕДИЕНТ
     метил- и пропилпарабены, n-оксибензойная кислота
     НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ
     аллергические контактные дерматиты
     “ОПАСНЫЙ” ИНГРЕДИЕНТ
     бензиловый спирт и бензилпарабен
     НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ
     аллергическая реакция
     “ОПАСНЫЙ” ИНГРЕДИЕНТ
     бензойная кислота, натриевая соль пирролидонкарбоновой кислоты, феноксиэтанол, имидазолидинил мочевина, катон CG, клотримазол, бронопол, тимеросал, сорбиновая кислота, прополис
     НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ
     контактные дерматиты
     “ОПАСНЫЙ” ИНГРЕДИЕНТ
     формалин
     НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ
     аллергическая сыпь, покраснение кожи, фолликулярные контактные дерматиты
     “ОПАСНЫЙ” ИНГРЕДИЕНТ
     триэтаноламин
     НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ
     одна из наиболее раздражающих кожу добавок.
     “ОПАСНЫЙ” ИНГРЕДИЕНТ
     DMDM Хидантоин
     НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ
     раздражение
     “ОПАСНЫЙ” ИНГРЕДИЕНТ
     изопропил миристат
     НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ
     угревая сыпь


Партнеры