Торговый день дурака

Иностранцы готовы к изгнанию с рынков и прогнозируют скачок цен

  1 апреля стало для столичных торговцев настоящим Днем дурака. Никто из них действительно не знал, кому верить. То ли властям, обещавшим тотальные проверки на предмет, не остались ли за прилавками иностранцы. То ли собственным глазам. А глаза видели очевидное: вакуум в когда-то заполненных до отказа торговых местах на столичных рынках.
     Корреспондент “МК” ходил по этой устроенной властями пустоши и задавал торговцам вопросы. На которые, правда, толком ответить никто не мог.

     Впрочем, начал я обход базаров еще в пятницу. На Даниловском рынке подошел к старому знакомому Рустаму.
     — Что теперь делать? — говорит он. — Куда мне семью девать? У меня и дети в московскую школу ходят, и сам давно обжился…
     К нашей беседе немедленно присоединяются коллеги Рустама. Один из них, бывший воин-“афганец”, недоумевает громче других.
     — Когда я в 1979 году входил в Афган, все в одной стране жили. А теперь оказывается, что я здесь чужой. Вроде как оккупант. И домой ехать незачем, и здесь лишний. Пробовал русских продавцов нанимать. И что? Вчера пришла женщина, один день поработала и сразу говорит: тысячу давай. А я максимум могу 800 рублей, потому что мало она наработала. Так она развернулась и ушла.
     После долгой и по-восточному горячей дискуссии продавцы решают подождать до воскресенья, а потом уж определиться. Жду 1 апреля и я.
     Талдомский рынок. Тот самый, что закрывался недавно по причине экзотического для столицы брюшного тифа. Половина мест пустует. Жалюзи палаток закрыты. Возле редких открытых мест стоят приезжие продавцы. Знать-то они знают, что по закону больше им торговать нельзя, но вот что теперь делать — не понимают.
     — Администрация нас предупредила, что будут штрафовать. И что никаких “скидок на знакомство” не будет. Но вот что — нас прямо так и оштрафуют почти на “лимон”? (Штраф за нарушение закона доходит до 800 000 рублей.)
     Оставляю торговцев бороться с их сомнениями и еду на Черкизовский рынок. А здесь — невероятно: на первый взгляд все как всегда. Встречаются даже индусы в чалмах. Они что, не знают о запретном законе?
     Оказывается, не знают! На ломаном русском объясняют мне, что никто их ни о чем не предупреждал. В глубине рынка иностранцев намного больше. Один из них, из Азербайджана, говорит, что слышал, будто бы через час-полтора рынок закроют. Вроде бы даже объявляли по громкой связи.
     Еду на Даниловский рынок. Мой приятель Рустам стоит с коллегами у пустых лотков.
     — Ну, вот и все. Доторговались.
     — Что делать-то будешь? — спрашиваю.
     — Пока не решил. Не знаю даже, куда товар девать. Администрация говорит, что действовать будет жестко…
     Его друга-“афганца” не видать, зато удается поговорить с администратором рынка.
     — По сравнению со вчерашним днем потеряли мы процентов 30 торговцев, — прикидывает он. — Даже если к нам придет продавец, скажем так, “восточной” национальности и покажет документы, что он отечественный производитель, мы с ним связываться не станем. Зачем под раздачу попадать? В результате на улице окажется масса народу, в городе вырастет преступность. Им же надо на что-то домой доехать! А то, что вы говорите про Черкизовский рынок, так там “крыша” больно серьезная. Их пока не тронут, но потом в любом случае доберутся.
     Впрочем, судьба отечественного производителя тоже туманна. Продавщица из Липецка Лида говорит, что и у нее дела идут неважно:
     — Я и свои овощи продаю, и то, что закупаю дома. Чтобы оправдать место (500 рублей в день, плюс 70 ежедневно за услуги лаборатории, плюс плата за место в гостинице и расходы на питание), мне надо реализовать мешка 4 картошки. А я всю неделю продавала по полтора-два мешка. Привезла две с половиной тонны...
     — Очень многие уехали, — рассказывает Баграм, сотрудник администрации Черемушкинского рынка. — Все те, кто сейчас торгует, являются гражданами России. Но лично я считаю этот закон самым бессмысленным из всех, что принимали. Славян здесь больше не стало, фермеры не едут. Им же, чтобы продавать, надо сначала что-то вырастить. В итоге рынки — полупустые.
     Сами продавцы тоже, понятно, не ждут ничего хорошего.
     — Возьми тех же азербайджанцев с фруктами, — делится невеселыми мыслями россиянка Жанна Аркадьевна, продающая варенье, — они кланами работают — все родственники. Двум людям купили гражданство, остальные на перевозке, охране и на подхвате. Так что зачем эти странные законы принимают — не понимаю.
     Кстати, соседка Жанны убеждена, что никакого гражданства даже у торгующих “неместных” нет. Зато есть общий фонд, из которого предполагается “рассчитываться” с проверяющими. Чтобы не особо ретиво проверяли.
     Дорогомиловский рынок встречает меня полупустыми прилавками. Рядом с прилавками томятся от безделья продавцы-иностранцы. Всем им сказали, что они теперь лишние. Им и уходить надо, и некуда. Поэтому пока они ждут, сами не зная чего.
     Вдруг азербайджанцы смекнули, что я — человек с российским гражданством. В меня буквально вцепилась одна азербайджанка с предложением поработать на нее:
     — 3—4 часа постоишь? 400 рублей плачу!
     Месяц назад я ходил здесь с редакционным заданием устроиться на работу. И ведь брать не хотели — больно место прикормленное. А теперь вот жизнь заставляет.
     Кто-то из торговцев на Дорогомиловском уже часам к 11 утра смекнул, что торговли нет и не будет. Спешно везут тележки с товаром к автостоянке. Очень похоже на кадры из фильма “Последний день Помпеи”. Но это еще что. В понедельник, как обещали власти, за рынки возьмутся по-настоящему. Не до них как-то было в День дурака.
     Кстати, цены на продукты на столичных рынках пока не выросли. Но это, как говорят в один голос все торговцы, лишь дело времени. Русские продавцы захотят получать зарплату в разы больше иностранцев — вот и весь простой экономический расчет. Так что те москвичи, кто аплодировал изгнанию приезжих с базаров, скоро горько поплачут.
     В общем, очередная инициатива народных избранников дала вполне ожидаемый эффект. Заявлена высокая цель, выпущен грозный, но не очень внятный документ, и — никаких результатов. Похоже, сделать полезный, эффективный и грамотный закон одновременно российским чиновникам пока не под силу.
     
     КСТАТИ
     В Роспотребнадзоре “МК” сообщили, что контролировать исполнение постановления о запрете торговли на розничных рынках для иностранцев их ведомство не собирается. Эта работа будет возложена на Федеральную миграционную службу, где также не планируют устраивать “масштабные рейды и спецоперации” в стиле “маски-шоу”. Как сообщили представители ФМС, “мы относимся к этой дате спокойно и будем проверять соблюдение миграционного законодательства в сфере торговли, как и прежде, — в спокойном, плановом режиме”.
     
     КСТАТИ
     Вчера бригада ФМС провела проверку на Москворецком рынке. Очевидно, в миграционной службе не считают “масштабным” мероприятием проверку 1200 продавцов. Впрочем, иностранных граждан среди них оказалось всего четверо.
     
     Дмитрий КАФАНОВ, Константин НОВИКОВ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру