Это есть ГУТ

Корреспонденты “МК” нашли первую гостиницу для гастарбайтеров

Предназначенные для мигрантов гостиницы упрощенного типа (ГУТ) как фантом: все слышали, но никто не видел. “Когда мы поедем смотреть модульные гостиницы?” — постоянно спрашивает журналистская братия у чиновников на миграционных штабах. Те отмахиваются: мол, проект еще только отправляют на рассмотрение в мэрию. Но частный бизнес уже подсуетился. “МК” удалось найти предпринимателя, который, не дожидаясь решения правительства, за свой счет построил модульную гостиницу. Вместе с ним мы отправились туда, куда нога журналистов еще не ступала, — в номера ГУТ.

Едем на машине в промышленную зону северного округа столицы по Звенигородскому шоссе. До нужного места еще минут десять.

— Это трехэтажная упрощенная гостиница, в которой каждую неделю меняют белье, моют полы, есть душевые и столовая, — начинает разговор хозяин гостиницы Александр Сенченко. — Почему построил? Человеку нужно помыться после смены, поесть и выспаться, тогда он будет хорошо работать. К тому же мне выгодно селить своих рабочих в одном месте, потому что я в любое время могу их вызвать на аварийные участки. Правила в гостинице строгие: если человек пришел пьяным, охрана его не пропустит. Более того, на следующий день его выселят. Пьяный может свалиться со стройки и сломать себе шею. Зачем мне эти неприятности?

Тем временем машина притормаживает у высоких железных ворот. После громкого автомобильного сигнала они разъезжаться в стороны, и мы проезжаем на производственную территорию. Здесь и обустроена гостиница.

— Начнем со столовой, — скомандовал г-н Сенченко. Мы зашли за ним в светлое помещение: чистое, с шестью столиками и окном для выдачи пищи. В воздухе витал приятный запах. Оказалось, жильцы гостиницы только что отобедали.

— Грибной суп, гречка с куриной голенью и компот, — перечисляет обеденное меню повариха. — Кормим три раза в день: варим щи, супы, раз в неделю бывает рыба и практически всегда мясные блюда.

— Неужели бесплатно?

— 20 руб. за обед, по червонцу ужин и завтрак. Если у кого нет денег, то в долг даем, — отвечает женщина.

Больше в столовой мы задерживаться не стали и направились к светлому трехэтажному зданию — собственно гостинице. У самого входа нас тормозит охрана, но Александр Трофимович дает добро, и нас пропускают внутрь.

— К нам войти можно только по пропускам и по спискам, — поясняет охранник Кабанов.

Проходим дальше по длинному коридору мимо номеров. На каждом этаже по 6 комнат, в каждой живет по 8 человек. Удобства на этаже.

Первым делом заходим в апартаменты для женщин. Небольшое помещение 5 на 6 метров, но чистое и даже уютное. На полу два коврика, по обе стороны двухъярусные кровати, в центре телевизор, на окнах шторы. Есть вентилятор, на столе микроволновка, на комоде зеркало. Одна из жилиц представилась Тамарой Александровной и согласилась рассказать о себе.

— Я приехала из республики Коми. Здесь работаю поваром с начала мая. Чисто у нас? Но ведь для себя стараемся, — поясняет она. — А телевизор, микроволновку и вентилятор мы сами покупали.

Оказалось, что эта женская комната — единственная во всей гостинице, остальные жильцы — мужчины.

— Не страшно с таким соседством? — спрашиваю у нее.

— А почему должно быть страшно? — удивляется Тамара Александровна. — Драк не бывает, пьяных не пускают. Да и когда пить-то? Работаем с 6 утра до 10 вечера.

Соседний мужской номер аккуратностью не блистал. Голые окна без штор, посередине комнаты стоит стол, на нем чашки с недопитым чаем. На веревках над кроватями сохнут носки, майки, джинсы и другая одежда. Дополняла картину липкая лента с прилипшими мухами, прикрепленная к лампочке на потолке. В этом номере оказались одни русские.

Один из них, арматурщик Володя из Саратова, еще помнит, как закладывали фундамент гостиницы.

— У нас Советский Союз: русские, белорусы, узбеки, молдаване — все вместе живем и ничего не платим. Постель меняют каждую неделю, едим три раза в день. Что еще для счастья надо? — улыбается мужчина.

Отсутствие техники Владимира не расстраивает: “Телевизор нам смотреть некогда, да и холодильник не нужен, потому что в столовой кормят”.

На самом деле проживание в гостинице не бесплатное — за сутки 100 рублей. По словам г-на Сенченко, за людей обычно платят организации, для которых рабочие строят какой-либо объект. В противном случае деньги вычитаются из зарплаты жильцов.

В соседнем номере у Владимира Акимова из Украины быт был налажен лучше.

На столе, помимо грязных чашек и тарелок с остатками пищи, стоял доисторический телевизор марки “Горизонт”. Как выяснилось, Владимир приехал покорять столицу аж в 93-м году. Имел, так сказать, возможность прибарахлиться. Все это время он провел на стройках, поэтому об этом бизнесе знает не понаслышке.

— Это лучшие условия, в которых я когда-либо жил, — говорит Владимир. — Я ютился в вагончиках, в бытовках, квартиру ведь дорого снимать. А здесь зимой не холодно — греют радиаторы, летом можно душ принять. К тому же в гостинице порядок — в комнатах не курим, выпивать запрещено.

Владимира не смущает, что у него ежедневно вычитают из зарплаты 100 рублей, все равно выходит дешевле, чем снимать квартиру. Тем более от гостиницы до ближайшего метро 10 минут пешком.

Уже в машине на обратном пути г-н Сенченко неожиданно разоткровенничался:

— Сейчас планирую еще одну гостиницу построить на 350 человек. За свой счет, разумеется, и на своей земле. Потому что строить на территории города нереально — землю никто не даст. В мэрии вроде решают этот вопрос, но пока результатов нет. Нет даже ведомства, которое отвечало бы за возведение таких гостиниц.

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Начальник управления организации трудового обмена Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Евгений Чернецов:

— Комитет изначально был генератором идеи создания модульных гостиниц. Как только поменялось миграционное законодательство (15 января. — “МК”), встал вопрос о возведении ГУТ. Но строительство таких гостиниц обойдется бюджету города в колоссальную сумму. Поэтому мы предложили крупным предпринимателям за свой счет строить гостиницы. Ведь окупается модуль за год при его стоимости 150—160 тысяч рублей, с учетом того, что одно место в ГУТ в среднем 70 рублей за сутки. На правительственном уровне сейчас подготовлен рабочий документ и создается рабочая группа, чтобы в режиме “одного окна” решать вопросы по размещению гостиниц.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру