“Мы движемся в русле градостроительной политики Европы”

Главный архитектор Москвы рассказал о приоритетах актуализации Генплана

Ошибки при обновлении Генплана могут дорого стоить жителям города. Например, мода на массовое строительство эстакад в Токио не только не избавила улицы от пробок, но “испортила” архитектурное лицо столицы Японии. Условия среды обитания одинаково волнуют всех жителей города независимо от возраста и статуса. Накануне Дня строителя главный архитектор Москвы, председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин рассказал “ЭВ” о главных приоритетах ведущейся сейчас актуализации Генерального плана развития города до 2025 года.

— Александр Викторович, какие причины заставили правительство Москвы актуализировать Генплан?

— Не стоит искать за решением “обновить” Генплан форс-мажорных причин. Это плановая работа. Во-первых, закончились сроки реализации первоочередных мероприятий действующего Генплана 1999 года. Все основные мероприятия выполнены. Но чтобы город мог спокойно развиваться, требуются точные прогнозы: надо подсчитать предполагаемую через 5—15 лет рождаемость и смертность горожан, количество работающих в столице, изучить динамику потоков людей и транспорта. Во-вторых, принят новый Градостроительный кодекс РФ, поменялись и законы, и отношение, например, к памятникам природы. В-третьих, изменилось качество жизни в Москве: выросли зарплаты и расходы, запросы и требования горожан к условиям жизни и отдыха. Генплан должен соответствовать потребностям москвичей. Именно эти три причины и заставили нас актуализировать Генплан на период до 2025 года.

— Какие приоритеты будут выделены в обновленном Генплане?

— Ключевой направленностью актуализации Генплана является обеспечение социальных гарантий населения города. Мы движемся в русле градостроительной политики Европы. Это в первую очередь жилье для малообеспеченных слоев населения, развитие транспортной инфраструктуры, экология, озеленение, реорганизация промышленных территорий. Мы постараемся максимально стимулировать инвестиционно-строительную активность на территориях города в новых социально-экономических условиях.

— Как будет меняться качество развития города?

— Сейчас опережающими темпами развиваются торговля, общественное питание и обслуживание. Однако отстает строительство детских садов и школ, объектов культуры и спорта. Сегодня эти проблемы решаются: в прошлом году сдано 100 детских садов, аналогичные показатели сохранятся как в нынешнем, так и в будущем году. В городе развернута большая программа строительства физкультурно-оздоровительных учреждений, предусматривающая ежегодный ввод более 50 объектов. Но так как в городе не хватает территорий, то спортивные сооружения в основном будут компактными.

Также приоритетным направлением является развитие сети объектов, предоставляющих повседневные услуги населению в радиусе пешеходной доступности вблизи жилья, выравнивание сложившихся диспропорций их размещения по районам города.

— А что с жильем?

— Площадь жилищного фонда Москвы сейчас составляет 208 млн. кв. м, что на 2 млн. кв. м больше плана. Привлекательность жилищного строительства и превращение этой сферы в финансовый институт долгосрочных инвестиций привело к тому, что запланированная в Генплане емкость жилого фонда в 230 млн. кв. м может быть достигнута уже к 2010 году. Правда, хромает качество жилья: по современным типовым проектам в Москве сейчас построено 53% квартир против плановых 63%. Столица пока отстает от плана по объемам ежегодной реконструкции жилого фонда. Увеличившиеся объемы строительства не компенсируют нарастание объемов стареющего жилфонда. Необходимо строить социально-культурные и спортивные объекты одновременно с жилыми домами, а не оставлять их на потом.

— Как будет развиваться транспортная инфраструктура?

— 60% дорог исчерпали запас пропускной способности, им нужна помощь. В настоящее время в стадии строительства находятся 14 объектов улично-дорожной сети. Основой решения транспортной проблемы помимо создания Четвертого кольца станет строительство так называемых рокад — хордовых дорог, которые будут соединять крупные федеральные трассы, такие как Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород, Москва — Бородино и др. Мы принимаем с этих трасс транспортные потоки и проводим их по касательной на периферии города, не пуская в центр и одновременно решая вопрос соединения периферийных частей города между собой. МКАД мы расширили, Третье кольцо построили, теперь будем работать над 74-километровым Четвертым кольцом. До 2011 года должны быть завершены реконструкции Ленинградского проспекта — Ленинградское шоссе, Звенигородского проспекта, дублеров ряда радиальных направлений, объекты, связанные с ММДЦ “Сити”. Некоторые дорожные проекты планируется осуществлять с привлечением инвесторов. В целом транспортная схема города для актуализированного Генплана уже готова. Мы выявили участки, которые необходимо резервировать под дорожную сеть, и передали свои предложения в Департамент земельных отношений. Москва внимательно изучает опыт градостроительства различных европейских городов, в частности Лондона и Стокгольма, в которых проблема пробок решается не строительством новых дорог, а с помощью ограничений на въезд в центр города.

Отмечу, что развитие транспортного комплекса города планируется осуществить не только за счет строительства дорог и мостов. В Генплане заложено значительное увеличение протяженности Московского метрополитена. Сегодня дефицит протяженности линий метро составляет около 90 км. Мы планируем включить в систему внутригородских пассажирских перевозок линии железных дорог, внедрить системы легкорельсового скоростного транспорта. Мы намерены с правительством Московской области развивать внутригородские системы внеуличного общественного транспорта.

Всего в Москве необходимо построить 90 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Сейчас ведется проработка 32 ТПУ, 10 из них по периметру Малого кольца железной дороги. Еще 15 узлов будут увязывать пересадку пассажиров “автобус—автомобиль—метро”. Пилотный проект ТПУ в районе станции метро “Планерная” планируется ввести в эксплуатацию к концу этого года. На ТПУ при пересадке с одного вида транспорта на другой пассажирам не придется выходить на открытое пространство.

— По сравнению с другими европейскими мегаполисами в Москве мало мостов. Как будет развиваться эта часть транспортной инфраструктуры?

— Началось строительство двух мостов через Москву-реку на Четвертом транспортном кольце. Еще 5—6 мостов через эту реку будут построены в ближайшее время на других возводимых транспортных магистралях. Очень интересный железнодорожный и автомобильный мост будет построен за Коломенским. Эта трасса будет вести в район Гурьяново. Мы будем строить не только автомобильные, но и пешеходные мосты. Один из них соединит Московский международный дом музыки и Ново-Спасский монастырь. Этот проект уже получил одобрение на градостроительном совете при мэре Москвы. Еще один мост мы собираемся построить от гостиницы “Украина” к Центру международной торговли на Красной Пресне.

— Раньше Москва и область вместе развивали транспортную инфраструктуру, энергосистему и строительство. Учитывается ли при обновлении плана мнение ваших коллег из области?

— Раздельная политика двух субъектов Федерации привела к ухудшению инфраструктурного потенциала и столицы, и области. Поэтому одним из главных направлений актуализации Генплана Москвы должно стать улучшение взаимоотношений Москвы и Московской области в градостроительной политике.

— Когда прекратится вывоз бытовых отходов на подмосковные свалки?

— Вывоз ТБО на полигоны обходится бюджету Москвы в копеечку. Тем более что сегодня существуют экологически чистые мусоросжигательные заводы и технологии вторичного использования мусора. Однако отказаться от свалок Москва сможет не ранее 2010 года. К этому сроку в столице на полную мощность заработают шесть мусоросжигательных заводов, позволяющие переработать более 5 млн. кубометров мусора, ежегодно вырабатываемых городом. Столице и области следует вместе решать проблему экологии. Раньше вокруг Москвы был создан лесопарковый защитный пояс, и это была совершенно правильная политика, сейчас это во многом утеряно.

— Каким образом будут выводиться за пределы столицы промзоны?

— Они по-прежнему остаются основным внутренним территориальным ресурсом города. Предлагается уменьшение доли участков производственной застройки с 16,6 до 14,0% преимущественно за счет реорганизации существующих производственных зон, но без потери рабочих мест.

— Когда будет принят обновленный Генплан?

— В настоящее время завершается подготовка материалов актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года. Мы ожидаем, что материалы Генплана в первой редакции сначала будут представлены на Общественный совет при мэре Москвы, затем будут размещены на специальном сайте в Интернете. Осенью должны быть организованы городские и окружные выставки, пройдут публичные слушания в 123 районах города Москвы. Только после такого широкого обсуждения материалов Генплана с жителями столицы правительство Москвы может одобрить актуализацию Генплана и представить законопроект о Генеральном плане в Мосгордуму для последующего утверждения. Конечно, до этого проект Генплана должен еще пройти государственную экспертизу, получить необходимые согласования с федеральными министерствами и ведомствами и Правительством РФ в части вопросов, касающихся выполнения Москвой функций столицы РФ. В заключение, пользуясь случаем, хочу поздравить строителей с праздником и пожелать им крепкого здоровья, благополучия и большой любви к нашему городу.

Справка “ЭВ”

Александр Викторович КУЗЬМИН родился в 1951 году в Москве. Окончил в 1974 году Московский архитектурный институт. С 1974 по 1991 гг. работал в НИиПИ Генплана г. Москвы. С сентября 1996 г. председатель Москомархитектуры, главный архитектор города Москвы. Председатель Совета главных архитекторов субъектов РФ и муниципальных образований.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру