Школа предпринимателя

Советы для начинающего владельца туристического предприятия

19 августа 2007 в 14:47, просмотров: 366

Олег ДОЛГИХ, генеральный директор одной из российских туристических компаний

Туризм — это очень сложная отрасль. Туристическая деятельность отягощается всеми видами рисков: валютными, политическими, страновыми, таможенными, пограничными. Главный риск — это вкусы и желания клиентов. Сегодня все хотят в Турцию. Туроператоры заранее выкупают места в гостиницах, бронируют самолеты. Но завтра все решили отдыхать в Черногории. И тогда компании начинают “гореть” — билеты и места в гостиницах никому не нужны. Предугадать такие ситуации практически невозможно. Порой мы думаем, что виноваты СМИ, порой — какие-то погодные катаклизмы. А иногда и предпосылок никаких нет, а туристы не хотят ехать в только вчера модном и популярном направлении. И это не значит, что завтра они не передумают.

Поэтому легче работать либо в качестве небольшого агентства, либо в сфере индивидуального отдыха.
Наши услуги неосязаемы, их нельзя пощупать и складировать. Но в то же время услуги дорогие. Ущерб от них — и моральный, и материальный — очень высок. При этом туризм — это вечный стресс, работа до последнего штриха, до последнего звонка, работа тогда, когда все отдыхают.

На первых порах не шикуйте и не пускайте пыль в глаза. Первый офис должен быть удобным, доступным, небольшим и скромным. Также не стоит раздувать и штат. Минимальный набор персонала: 2—3 продающих менеджера и 2 курьера, один из которых должен хорошо знать посольства. Такие услуги, как юридические, бухгалтерские, финансовые и компьютерные, лучше получать на условиях дистанционного обслуживания — заключить договоры со специализированными компаниями. Получится реальная экономия.

Заработная плата, на мой взгляд, у сотрудников ВИП-турфирмы должна быть следующей: менеджер — $2500—4500, директор 3000—7000, курьер 500—1000. Только при таких вознаграждениях реально удержать постоянные и квалифицированные кадры. Наиболее рьяных сотрудников можно вводить и в состав учредителей компании. При этом команде должно быть интересно. Нужно постоянно обновлять свои услуги, придумывать что-то новое. В маленьком коллективе очень быстро наступает депрессия и стагнация. А этого ни в коем случае быть не должно. С другой стороны, менеджеров нужно постоянно контролировать, проводить их аттестацию и отсеивать наиболее слабых.

На сегодняшний день в туристической отрасли явно выделяется несколько основных проблем. Главная — отсутствие квалифицированного персонала. Низкие заработные платы туротрасли выметают из нее инициативных, грамотных и вменяемых профессионалов. Вузы ежегодно выпускают тысячи менеджеров по туризму. Но большая часть новичков готова только для стандартной работы. Между тем как грамотный, квалифицированный и приятный менеджер — это залог процветания туристической фирмы. Еще одна ошибка — высокобюджетные рекламные кампании. На сегодняшний день целым разворотом в дорогом журнале с рекламой турфирмы никого не удивишь. Та же ситуация с шикарными офисами.

На 10% наиболее обеспеченного населения в нашей стране приходится 30% общего объема денежных доходов, а это только согласно официальной статистике более 40 млрд. рублей ежегодно. Еще будучи обычным курьером, я понял, что намного прибыльнее и интереснее работать с теми, у кого есть деньги и завышенные требования к собственному отдыху.

Крупные компании торгуют товаром, для них главное — это объемы, вал. Человек для них ничто. Если какой-то клиент остался недоволен, крупный туроператор этого просто не заметит. Мы работаем в сфере индивидуального туризма. Клиент для нас все. Мы учтем любые его желания. Касаются ли они наличия свежего молока и детского питания в отеле, аренды старинной кареты или заказа билетов на концерт известной оперной дивы. Все будет выполнено именно так, как хочет клиент.

При этом следует учитывать, что богатые люди весьма экономны. Они не станут платить лишнее и тем более переплачивать. Поэтому мы берем на себя еще и оптимизацию стоимости турпакета. К примеру, можно найти виллу в Италии за 25 000 евро в неделю и аналогичную виллу, по соседству с которой будут владения Армани и Квентина Тарантино, но за 15 000 за 2 недели. Мы не раздуваем бюджет, а экономим. И все за счет того, что отслеживаем всю информацию о скидках и специальных акциях в отелях и гостиницах. Можно поселить клиента в номер люкс, и взять с него за номер люкс. А можно поселить клиента в номер люкс, при этом он заплатит цену самого обычного номера, да еще и получит комплимент от отеля — шампанское, фрукты и даже ванную, полную лепестков роз… С клиентами и членами их семей у нас самые доверительные отношения. Если муж просит, чтобы по прилете в Рим их с женой встретил гид, да еще и букет роз определенного цвета и количества преподнес жене и заказал столик в самом изысканном ресторане, то мы и это обязательно выполним.

Динамика въезда иностранцев в Россию

Количество поездок иностранцев в Россию в первом квартале текущего года составило 4,67 млн., что на 8% больше аналогичного показателя 2006 года.

Прирост (увеличение числа приезжающих в Россию):

Австрия    153%

Бельгия    135%

Норвегия    128%

Франция и Испания    по 127%

Германия    126%

Швеция    123%

Израиль    116%

Италия    115%

США    112%

Канада    109%

Япония и Корея    107%

Швейцария    106%.

ИА “Туринфо” и Росстат



    Партнеры