Рабочая кость в горле

Почему бизнес не идет в профессионально- техническое образование

В 2007 году нацпроект “Образование” пополнился новым направлением — конкурсом ПТУ и техникумов. Его открывали с двоякой целью. Во-первых, вывести из комы среднее и особенно начальное профобразование. Во-вторых, сделать это с помощью частного бизнеса. Частично обе цели были достигнуты, но одновременно стало понятно, что мешает продвижению вперед.

Достижения нацпроекта с гордостью обобщили в Минобрнауки. Разбором выявившихся проблем занялись участники слушаний о взаимодействии бизнеса с образованием, прошедших в Госдуме накануне летних каникул.

ПИРОГИ И ПЫШКИ

По данным Минобрнауки, победителями конкурса 2007 года стали 76 учебных заведений начального и среднего профобразования — 45 техникумов и 31 ПТУ. В числе победителей — 8 представителей московского региона: 3 столичных и 5 областных. В общей сложности победители получат около 4 млрд. рублей: 1,8 млрд. из госбюджета и 2,1 млрд. от работодателей, включая 1,3 млрд. от частного бизнеса. Каждый грант потянет на 20—40 млн. рублей — на порядок выше обычного годового бюджета любого из победителей. Все они вложат эти деньги в улучшение качества образования.

Например, ПТУ №72 города Королева — единственное профтехучилище, победившее в конкурсе в Московской области, — выиграло грант в 40 млн. рублей за внедрение инновационной образовательной программы “Организация многопрофильной подготовки рабочих-сварщиков для высокотехнологичных производств”. На эти деньги в ПТУ планируют развернуть крупные строительные работы: для тренировки сварщиков модернизируют сварочную мастерскую, а для подготовки монтажников построят новый лабораторный комплекс и полигон с имитацией элементов строительной площадки от нулевого цикла до крыши второго этажа. Таким образом, убеждено руководство ПТУ, грант позволит учебному заведению довести подготовку специалистов до современного уровня.

Еще одна хорошая новость. Поначалу устроители конкурса рассчитывали, что государство и работодатели вложатся в него на равных — 50 на 50%. Реальность превзошла ожидания: доля бизнеса превысила долю государства. Более того, бизнес обещает финансировать не только победителей конкурса. По словам предпринимателей, они также вложат деньги в техникумы и ПТУ, не вошедшие в число призеров, но предлагающие интересные инновационные проекты. “Это беспрецедентные результаты”, — подбил итоги замглавы Рособразования Евгений Бутко.

СИНЯКИ И ШИШКИ

Впрочем, зачастую работодатель вынужден вкладываться в материальную базу ПТУ и техникумов не от хорошей жизни. В большинстве учебных заведений учат студентов на таком устаревшем оборудовании, что выпустить специалиста с современными навыками невозможно в принципе. “Оборудование, которое находится в мастерских, на уровне раритетов. Вряд ли нормальный ребенок захочет стать токарем или фрезеровщиком, побывав в такой мастерской. А ведь нам нужны специалисты, которые освоили специальность, получили высокую квалификацию на станках не только универсальных, но и на станках высокого уровня”, — обрисовал ситуацию на заседании московского правительства гендиректор московского завода “Станкоагрегат” Владимир Исанин.

Чтобы хоть как-то решить проблему, эти и другие московские крупные государственные и частные предприятия вынуждены подключаться к процессу обучения. В “Станкоагрегате”, например, решили создать новый обучающий центр у себя на предприятии. “Там будут проходить производственную практику учащиеся 8 московских колледжей, для этого мы выделили 450 кв. м производственных площадей, договорились, что поставим туда свое оборудование, но высокотехнологичное и универсальное было бы желательно и необходимо закупить”, — рассказал Исанин на заседании правительства.

Закупки оборудования, учеба, доучивание и переучивание специалистов, как правило, происходят за счет предприятий. Суммы затрат составляют миллиарды рублей. Однако бизнес идет на это — в стране сложился острый дефицит высококвалифицированных специалистов низшего и среднего звена. Более того, выступая на слушаниях в Госдуме, директор департамента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Федор Прокопов подтвердил: уже в ближайшее время бизнес готов реально вложить в профобразование в 3—4 раза больше, чем в рамках нацпроекта. А в перспективе — несоизмеримо больше.

Тем не менее по-настоящему крупные частные средства в образование не идут. И процесс сдерживает само государство, констатировали участники слушаний. Центральной проблемой является нынешняя налоговая политика: средства, вложенные в образование, не пользуются налоговыми льготами. В итоге работодатель сначала вкладывается в образование, а затем еще и платит с этой суммы налоги. Такого нет нигде в мире, в один голос утверждают бизнесмены и образованцы. Любые затраты на образование должны быть отнесены на себестоимость, подчеркивают они. Но сегодняшнее законодательство позволяет это сделать только при доучивании собственного персонала. Подготовка — для себя же — студентов вузов, техникумов и ПТУ остается за бортом, отметил на слушаниях Федор Прокопов.

Другая проблема — несоответствие программ ПТУ и техникумов запросам работодателей. По российским стандартам, 38% учебной программы ПТУ (или 1,6 тыс. часов) приходится на общеобразовательные предметы (на Западе их доля не превышает 2%). “В итоге студенты наших колледжей вместо тонкостей будущей специальности изучают астрономию и биологию, а ремеслу их потом учат за свои средства предприятия”, — жалуется вице-президент по кадрам Ново-Липецкого металлургического комбината Станислав Цырлин. И мало того, что учат (Ново-Липецкий, например, ежегодно тратит на эти цели по 200 млн. рублей), но еще и “мучается с бесконечным лицензированием образовательной деятельности, подтверждением и переподтверждением лицензий”, рассказал он.

Наконец, третью, ключевую проблему, подчеркнули участники слушаний, создала отмена отсрочек от призыва в армию для студентов начального и среднего профобразования. “Если раньше у них было плохое образование, то с появлением многомесячного разрыва оно стало очень плохим”, — выразил общее мнение Цырлин.

Что касается корректировки профессиональных стандартов, то здесь государство готово идти навстречу работодателям. Только что Минобрнауки утвердило макет профессионального стандарта, “оставляющий работодателю 30% свободы”, рассказала замдиректора департамента госполитики в области образования Нелли Розина. А в будущем “свобода квалификационных требований работодателей для бакалавров возрастет до 50%, а магистров — до 70%”, пообещала она.

Главное же препятствие обойти не удается. Идти на уступки в налоговой политике Минфин по-прежнему отказывается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру