Шест имеем!

Наш специальный корреспондент Ирина СТЕПАНЦЕВА передает с чемпионата мира по легкой атлетике

Всю длину, отмеренную России на этом чемпионате мира, мы выиграли. Три участницы — Лебедева, Колчанова, Котова — три медали. Женский шест дал добро на две: “золото” Исинбаевой и “бронзу” Феофановой. А женский бег на 800 метров решил щелкнуть нас по носу: “Надо идти тренироваться”, — констатировала ставшая лишь четвертой Ольга Котлярова. Но Россия, как заметила одна из наших олимпийских чемпионок, держит лицо.

Елена Исинбаева: “Я аж обалдела…”

…Перед полетами с шестом озадачила японская коллега. Подошла на трибуне и говорит: “У нас в Японии вашу Исинбаеву очень любят. А в России кто кому уступает в популярности: Исинбаева Шараповой или Шарапова Исинбаевой?” Пришлось витиевато объяснять, что теннис у нас в России на особом счету, поэтому — вот если бы Исинбаева взяла ракетку в руки… то тогда, наверное, может быть… А спустя какое-то время подошел еще один зарубежный журналист: “Правда ли, что муж Лениной сестры работает в цирке?” И долго приносил извинения за столь дотошные знания биографии звезды. Я просила его не волноваться — дотошность объясняется просто: популярность Исинбаевой за рубежом зашкаливает.

Могла она не победить? Этот вариант пока даже не обсуждается. Не могла. (Кстати, именно в Японии два года назад Лена проиграла турнир, просто “забаранила”. Но вспоминает об этом легко — говорит, что бывают такие коммерческие турниры, на “расслабоне”, не стоит обращать внимание.)

Могла не установить новый мировой рекорд — 5,02? Могла — и не установила.

Могла быть в тени? О нет. Камера не давала расслабиться ни на секунду, пыталась выхватить лицо из-под традиционно низко надвинутого козырька кепки. Позже у Лены даже сорвутся слова: “Здесь операторы как-то назойливы очень… Я аж обалдела, если честно. За каждым шагом буквально следили. Но я же не могу ничего сказать”. И дальше — противореча себе, зато не обижая хозяев, — “но мне было приятно”.

Она вновь говорит, что рекорд близок, ждите. Вроде и не оправдывается — да и с какой бы стати? — но говорит об этом часто. Она вновь идет по “смешанной зоне”, в десятый раз рассказывает, почему не было сегодня рекорда. И это напоминает уже ловушку.

Ее победа воспринимается как нечто само собой разумеющееся. А высотой 4,80 (с которой Лена и победила в Осаке) болельщиков не удивить. Два года назад в Хельсинки для “золота” тоже хватило именно этих цифр.

Правда, тогда затем последовал мировой рекорд. И нынче он — почти обязанность. Японские фанаты, например, присвоили олимпийской чемпионке имя в Интернете: Артист мировых рекордов. Артист всегда должен подтверждать свое звание. Когда-то Лена смеялась, что ее цель — превзойти достижение Сергея Бубки: 36 рекордов. Сейчас об этом уже не вспоминает.

Жалеть Елену Исинбаеву, конечно, не за что. Сочувствовать? Да тоже не стоит. Спорт для 20-кратной мировой рекордсменки стал работой, делает она ее профессионально, а в каждой работе есть свои издержки. Но выход из ловушки — только один: надо, чтобы вернулась в женский шест острая конкуренция. Потому что от безоговорочных лидеров наступает усталость. А самое главное — их самих она накрывает просто с головой.

Феофанова пообещала конкуренцию

Первую попытку прыжка на детскую для себя высоту — 4,80 — Елена сорвала. Чем вызвала почти недоумение.

Быстро исправилась. Вроде бы и пошла дальше на рекорд. Правда, попытки были без особого блеска в глазах.

Уж как умеет заводиться Исинбаева, мы много раз видели. А здесь — так, без нерва, скорее для зрителей, как обязательное сальто в конце программы в ее исполнении. Как будничное расплетание и заплетание косы в секторе в нудные минуты ожидания. Позже объяснила, что чувствовала.

— Навалилась очень сильная усталость, сама не знаю почему. Давление — все ожидали победы. И не простой, с рекордом. Немного этим себя, наверное, задавила.

Я очень жду конкуренции. На самом деле девочки прибавляют. Естественно, я все это преодолевала уже три года назад, пора бы меня догонять. Это даст мне новый толчок, потому что одной уже становится тяжеловато.

Следующий год — олимпийский: надо прибавить всем. Так этого хочется — не представляете. И меня будут подгонять, толкать наверх.

Светлана Феофанова, завоевавшая в Осаке бронзовую медаль, такую конкуренцию журналистам пообещать не побоялась. На вопрос, когда коллега по сборной будет наконец “обпрыгана” и кем, спокойно ответила: “Не волнуйтесь, скоро. А хотя бы и мной”.

Татьяна Лебедева: “Прыгала на вдохновении…”

Что сделала конкуренция с прыжками в длину, все видели. Татьяна Котова, Людмила Колчанова, Татьяна Лебедева — весь пьедестал наш, как и в Афинах. А в запасе-то еще была и Ирина Симагина, чье непопадание в сборную, несмотря на результат 7,11 м, даже вызвало столкновение мнений перед отъездом в Японию.

— Я рада, что у меня появился теперь еще и титул чемпионки мира, — говорила после победы Лебедева, — и что у нас на следующий чемпионат мира будет четыре места. Никто из сильнейших за бортом не останется, будет не обидно. А сегодня — главное, что девчонки бились до последнего. И места между собой поделили в последней попытке. Таня Котова немножко взбаламутила обстановку (прыгнула на 6,90), заставила Люду Колчанову собраться (6,92). Я даже пошутила: “Татьян, ты не могла прыгнуть так пораньше?” Ветер встречный гулял, многих выбил из колеи — некоторая дезориентация, конечно, была поначалу. Были проблемы с приземлением: я сама у себя сантиметров десять воровала, злилась, потому что одна нога норовила раньше времени приземлиться. А когда злишься, начинаешь собирать себя в кучу. Хотя сегодня я быстро разобралась, на вдохновении прыгала. А бывает, что уговариваешь себя: ну, Танечка, пожалуйста, ты можешь... Или наоборот — тряпка, прекрати! Когда на коммерческих стартах выступаешь — прыгаешь в свое удовольствие, а когда медальное давление — это немного сковывает. Ты должен, ты этого хочешь — и начинаешь зажиматься… А если расслаблен, то уже и сил нет. У нас всегда должен включаться профессионализм, когда надо вовремя остановиться: горячее сердце, холодный рассудок. Не скажу, что у меня все всегда идеально, — сегодня в какой-то мере, может, и повезло. Но — везет сильнейшим. Завтра ноги, конечно, будут никакие, но я рада ужасно, что сборная держит лицо…

А еще Лебедева объедается здесь ананасами. Говорит, что в Японии они особенно вкусные. Рассказывает, что когда перед Сиднеем сборная сидела на акклиматизации в Японии, то столько этих ананасов съела, что все время ходила с пораненными губами. Сейчас до этого не доходит, но можно считать, что сидит на диете: макароны и ананасы, ничего лишнего.

Откуда взялся красный флаг?

На чемпионатах рядом с радостью всегда слезы. Кто-то упустил место на пьедестале, кто-то — просто возможность выступить в свою силу. Это зрители едят глазами чемпионов, а каждый из спортсменов на мировом первенстве решает свои задачи — и идет к ним, шаг за шагом. Когда прерывают обстоятельства — чудовищно обидно.

Наш бегун на дистанции 200 метров Иван Теплых сразу после первого круга был приглашен на допинг-контроль.

По такой жаре обычная процедура анализа вообще-то дело не очень простое. Влаги организм и так теряет очень много. Иван подарил допинг-службам два с половиной часа, выпил четыре литра воды. Когда освободился, в расписании автобусов был уже перерыв. Раздумывал: а стоит ли ехать уже домой? Впереди был следующий круг. Взял такси, поехал, полежал под кондиционером полчаса, съел два бутерброда, вернулся обратно. Снова побежал… Хотя Теплых все равно оптимизма не теряет, считает, что само по себе выступление на чемпионате мира для него — большой успех и опыт.

То, как плакала Таня Полнова, еще одна российская шестовичка, видел весь мир. Плакала только на наших глазах часа два. Она прекратила борьбу на высоте 4,60, в предпоследней попытке взяла следующую , но судья вдруг выкинул руку с красным флажком, причем сразу вслед за белым.

— Таня, как это произошло, вы что-то долго доказывали судье в секторе — что вообще случилось, можете объяснить?

— Когда я спрыгивала с матов, смотрела на планку и видела, что она стояла двумя концами, как положено, хотя и попрыгала до этого. А судья доказывала мне, что она стояла не там, где надо.

— Что — есть какие-то особые правила? Мы всегда считали, что если планка не упала и ее никто вручную не придерживал, значит, все в порядке…

— Дело в том, что и мы все всегда так думали. Для меня это было полнейшей неожиданностью. Раньше всегда так было: если планка даже не упала, но ты ее коснулся рукой, попытка не засчитана. Но если не коснулся, как бы она там ни прыгала, но осталась на стойках, попытка засчитывается. Я прыгнула, увидела, что планка осталась, положила шест, пошла к тренеру, а тренер мне говорит: подняли красный флаг. Я просто ничего не поняла. Планка стоит, так откуда красный флаг?!

— На последнюю попытку тяжело было собраться — уже после флажка?

— Да практически нереально, потому что всю энергию отдала в споре с судьей. Мне бы не было обидно, если бы я сама сделала все, что смогла.

— Судья была жестко настроена или говорила, что вы можете пойти подать протест — и они будут решать, что делать?

— Да ничего она мне не говорила по поводу протеста. Просто показывала фотографию: планка стоит на таком кронштейнике с одной стороны, и объясняет, что этого не должно быть. Я говорю: вы мне на фотоаппарате ничего не показывайте, потому что сфотографировать можно и в воздухе, когда еще планка не опустилась. И тут как раз на большом экране идет момент крупным планом, где видно, как планка попадает на этот кронштейн и тут же скатывается. Я судье говорю: смотрите туда, а она смотреть не хочет, опять фотографию сует… Когда соревнования закончились, судья снизошла до меня: берите тренера, приходите разбираться. Но сейчас-то от этого лучше уже не станет и легче. Дело в том, что если они подняли красный флаг у меня за спиной (а ведь когда я спускалась, показывали белый), они должны были оставить все как есть на стойке и показать мне наглядно, что она стоит не там, где надо. Нет, они там начали все быстренько убирать, а мне фотографии показывают. Но поезд-то уже ушел…

— Что говорили коллеги?

— Они с таким тоже никогда не сталкивались. Я попросила австралийскую спортсменку найти этот пункт в правилах: по поводу ребра планки, кронштейнов этих. Она почитала и сказала, что ничего подобного в правилах нет…

ЧМ по легкой атлетике-2007

Женщины. Прыжки в длину

1. Лебедева — 7,02 м

2. Колчанова — 6,92

3. Котова (все — Россия) — 6,90

Женщины. Прыжки с шестом

1. Исинбаева (Россия) — 4,80 м

2. Бадурова (Чехия) — 4,75

3. Феофанова (Россия) — 4,75

…6. Голубчикова (Россия) — 4,65

…9. Полнова (Россия) — 4,60

Женщины. Бег. 800 м

1. Джепкосгей (Кения) — 1 мин. 56,04 сек.

2. Бенхасси (Марокко) — 1.56,99

3. Мартинес (Испания) — 1.57,62

4. Котлярова (Россия) — 1.58,22

…7. Клюка (Россия) — 2.00,90

Мужчины. Бег. 3000 м с препятствиями

1. Кипруто — 8 мин. 13,82 сек.

2. Кембой — 8.16,94

3. Матеелонг (все — Кения) — 8.17,59

Мужчины. Диск

1. Кантер (Эстония) — 68,94

2. Хартинг (Германия) — 66,68

3. Смит (Нидерланды) — 66,42

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру