Ракета — не носитель

Авария с японским спутником подпортила имидж российской космонавтики

В ночь на четверг с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель “Протон-М” с японским спутником связи на борту. Но через две с небольшим минуты произошла авария. Обломки ракеты упали в безлюдном районе в 50 километрах юго-восточнее казахстанского Джезказгана. Для российской космической отрасли это серьезный удар по имиджу: “Протон-М” является самой востребованной российской ракетой.

— Существует соглашение между Правительством РФ и Республикой Казахстан о порядке взаимодействия в случае возникновения аварии, — рассказал “МК” пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев. — Там говорится, что обе страны заинтересованы в безопасной эксплуатации комплекса Байконур. В случае нештатных ситуаций каждая сторона создает государственную комиссию по расследованию причин аварии. Но наши СМИ уже твердят, что Россия готова заплатить Казахстану за ущерб. О каком возмещении может идти речь, если не расследованы причины, нет экспертных оценок аварии? Кстати, ракета упала в предполагаемом районе.

— Да, но если ступени ракеты отделяются в штатном режиме, то в баках нет топлива — крайне опасного гептила.

— А кто сказал, что там есть гептил? Комиссия как раз и должна это установить. И если был ущерб экологии Казахстана, он будет возмещен.

— Но ведь ступень отделилась раньше, значит, топливо в ней было.

— Этот вопрос надо исследовать: топливо могло сгореть в воздухе в тот момент, когда ракета взорвалась. Комиссия установит этот факт, а также не было ли в районе случайных людей.

— Казахстан заявляет, что причина аварии — отказ рулевых машин второй ступени.

— Мы знаем, что система управления сработала в аварийной ситуации, выключился двигатель. То есть она сработала штатно, ракета не ушла с траектории, ни влево, ни вправо не уклонилась. Это очень важно. Полоса для того и сделана, чтобы именно туда падали отработанные ступени.

— Из Казахстана пришло известие, что их правительство ввело запрет на пуски “Протона-М” с Байконура.

— Запуски никто не запрещал, они приостановлены до расследования причин аварии, что и предполагает соглашение. По моим данным, сейчас проводятся летные испытания “Протона” нового типа.

— Разве ракета “Протон-М” — новая?

— Она модернизированная. Было много пусков “Протона-М”, и все они были безаварийными. Но когда идут летные испытания, возможны аварии. Весь мир считает “Протон” самой надежной ракетой, ее летная история насчитывает более 40 лет. Аварий не было последние 8 лет.

 СПРАВКА "МК"

Ракета-носитель “Протон-М” — трехступенчатая, жидкостная. Компоненты ракетного топлива: горючее — несимметричный диметилгидразин (гептил), окислитель — азотный тетроксид. Стартовая масса ракеты — около 700 тонн.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру