Кто на новенького?

Как правильно переходить из одной школы в другую

11 сентября 2007 в 13:35, просмотров: 408

Иногда кажется, что “новенький” — это диагноз. Страшно переступить порог нового класса, сердце уходит в пятки. Но, может быть, все не так страшно? Однажды подруга моей мамы сказала: “Я знаю, почему у меня не сложилась жизнь. Потому что когда я пришла в первый класс, учительница сразу невзлюбила мои роскошные белые кудри. А ведь перевестись-то я не могла в советские времена”.

Советские времена давно прошли, и теперь сына или дочку можно переводить хоть пять раз в год из школы в школу. Но пойдет ли это ему на пользу? С какими проблемами может столкнуться ребенок в новой обстановке?

Причины перевода в новую школу могут быть самые разные: переезд родителей, конфликт с одноклассниками или учителями, переход на профильное обучение (лицеи, спецшколы и т.п.)... Однако независимо от причин чаще всего школьник сталкивается с одной и той же проблемой — новая обстановка. Конечно, постепенно дети вливаются в коллектив, но первое время им всё в новинку, к ним особое отношение одноклассников, да и некоторых учителей.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Лидия, учитель:

— Ребенку нужно “поставить” себя. А он пока не знает, как общаться. В классе всегда существует какое-то ядро, лидер. Как кому угодить, да и нужно ли вообще это делать? На все это нужно время.

Если новенький никак не может адаптироваться в классе, учителя стараются помочь: пересадить, поддержать, поговорить с родителями. В школе есть специальные службы психологической помощи. Только дети, конечно, не соглашаются в них обращаться. Приходится с родителями разговаривать. Когда ребенок приходит в школу, ему предлагают пройти специальный тест, чтобы определить его уровень подготовки и развития. Если отстает по программе, то учителя занимаются с ним дополнительно. Примерно за полгода отставание ликвидируется... Я своего сына очень хотела перевести в нашу школу в 9-й класс. А он уперся и говорит: “Если с другом, то пойду, а один — ни за что!” Так я и насчет друга договорилась, все приготовила. Но… Моя мама, мудрая женщина, вовремя меня остановила. Сказала: “Ну зачем тебе? Будешь дергаться все время. Бегать смотреть, “как там мой сынуля”. А его это только раздражать будет. Не дай бог, перессоритесь”. Я ее послушалась, теперь ни капли не жалею.

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Боря, 14 лет:

— Мой папа — знаменитость. И в шестом классе моя классная решила, что раз у меня известная семья, то ко мне можно придираться. Все время мне говорила, что я — избалованный ребенок... Наверное, отца хотела в школе почаще видеть. Я стал прогуливать, боялся на уроки к ней ходить. Папа узнал об этом, пытался уговорить, но я притворялся больным, придумывал всякие уловки. Тогда отец перевел меня в школу, которую он заканчивал. Там оказалось так здорово! Ребята простые, дружелюбные. И учителя понимающие. И это здорово!

Настя, 16 лет:

— Я переходила в седьмом классе в новую школу, а потом еще раз переходила в десятый. Первый раз перешла, потому что мы переехали. Новая школа была лучше, и ребята вроде дружнее. Мой приход оказался не особо заметен, потому что нас было сразу пять человек новеньких. Я сразу решила ни под кого не подстраиваться, быть естественной. Наверное, поэтому не была ни лидером, ни аутсайдером. Моя мама вошла в родительский комитет, и ребятам так или иначе приходилось со мной общаться, так как через меня проходили все деньги класса. К тому же мама организовывала школьные праздники, где я была в центре внимания. Но в 10-м классе начались проблемы. Я жуткая хамка, поэтому ругалась со всеми, даже с классной. На подготовительных курсах поделилась переживаниями с подругой, а она предложила перейти в ее школу. Я согласилась. Там вообще проблем с адаптацией не было, я полкласса уже знала, ведь это были друзья моей подруги. В общем, я считаю — чтобы стать своей в классе, поначалу не надо забиваться, но и не выскакивать, и все будет нормально.

* * *

Кроме проблемы общения в коллективе новенький может столкнуться и с другими трудностями. Например, с отличиями в учебной программе — в прежней школе “было легче”. Ребенок начинает отставать от одноклассников, возникает ощущение неуспешности, понижается самооценка. Отличникам тоже приходится нелегко: в погоне за оценками они сразу втягиваются в соревновательную атмосферу, перенапрягаются и часто испытывают стресс.
За годы в старой школе ребенок привык к правилам, установленным учителем. Но новом же месте школьнику надо самому понять, как нужно вести себя по отношению к тому или иному преподавателю, никто его специально не будет знакомить с новым “кодексом поведения”.

Адаптационный период длится примерно 2—3 месяца. Только специфика у младших детей и у подростков разная. Для младшеклассников важнее показать себя хорошим учеником, а уж после этого можно искать себе друзей. Подросткам, наоборот, важнее завести друзей, влиться в коллектив, а уж потом посвящать себя учебе. Третий месяц обучения в новой школе, как утверждают психологи, как раз самое тяжелое, критическое для ребенка время. В этот момент он особенно нуждается в родительской поддержке и внимании.

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Катя, 13 лет:

— Меня в новую школу перевели родители. Я очень люблю алгебру, а новая школа как раз математического профиля. При зачислении мне дали математический тест, и я сделала его за 5 минут. В результате меня приняли не в 8-й, а в 9-й класс. У нас чудесная преподавательница математики. Я у нее в кабинете все перемены провожу, от звонка до звонка. Бывает, иногда я прихожу, а ее нет и кабинет закрыт. Я тогда сажусь под дверью и жду ее. Звоню ей иногда домой. Но дома она не такая общительная. А эти придурки из класса почему-то стали надо мной часто смеяться. Придумали мне прозвище глупое — “математичкина сестричка”, а бывает, и хуже обзывают. Но мне, в общем-то, все равно. Пусть что хотят, то и делают.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ

Не стоит перед переходом вовсю расхваливать ребенку новое место учебы. Родители часто говорят: “В новой школе все будет гораздо лучше. Ты со всеми подружишься, будешь лучше учиться...” А если новенький поймет: что-то оказалось не так? Тем тяжелее ему будет привыкнуть к изменившейся обстановке.

Обратите внимание на то, как ребенок собирается в школу: с большим или меньшим желанием, чем раньше. Послушайте, как он отзывается об одноклассниках, об учителях, о школьной атмосфере.

При этом подростков нужно расспрашивать очень аккуратно, иначе у них может возникнуть чувство, что родители стремятся проконтролировать их жизнь, а не помочь. Дайте понять, что на новом месте бывает сложно — даже взрослым, но всегда есть выходы из сложившейся ситуации.

У младших детей симптомы дезадаптации могут проявляться на физиологическом уровне: нарушения сна, аппетита. Другие признаки — капризы, агрессия, замкнутость, постоянная тревога. Если такие симптомы сохраняются на протяжении двух-трех недель, стоит обратиться к психологу.

В принципе в школах предусмотрена обязательная индивидуальная психологическая поддержка в 1-м и 5-м классах. Также родителям следует прийти в школу, поговорить с учителями, расспросить классного руководителя. Можно вместе с преподавателем придумать какое-то дело на благо класса, чтобы ваш ребенок почувствовал себя значимым и полезным. Хорошо, если родители при знакомстве с учителем расскажут об особенностях своего ребенка, о программе, по которой он учился.

В первое время стоит снизить требования к оценкам, а еще рекомендуется строго соблюдать режим дня.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ДЕТЯМ

Итак, ты заходишь в новый класс. Со всех сторон, из каждого угла, тебя оценивает внимательная и придирчивая пара глаз: силач этот парень или дохляк? Красивая новенькая девчонка или страшненькая? Нужно бояться или можно издеваться? От этих первых минут и первых впечатлений во многом зависит твоя дальнейшая школьная жизнь. Однако ты можешь взять дело в свои руки и проконтролировать ситуацию.

• Входи в класс уверенно. Покажи взглядом, пластикой, что не они оценивают тебя, а ты оцениваешь их.

• Когда учитель представляет тебя, поздоровайся без комплексов. Ни в коем случае не стесняйся и не замыкайся!

• Оглядись и осмотри все вокруг. Не суетись.

• Если тебя посадили с кем-то, то неназойливо заведи с ним разговор, когда преподаватель отвернется.

• Не пытайся понравиться, поговорить со всеми сразу. Веди себя достойно. Ни под кого не подлаживайся и не давай себя в обиду.

• На следующий день постарайся не опаздывать. Поговори и наладь отношения с учителями.

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Анна Владимировна, мама:

— Моей дочке Лизе 15 лет. Мы в прошлом году переехали, пришлось переводиться. Вроде ничего, учителя хорошие, а Лиза — девочка общительная, быстро пообвыклась. Как-то раз Лиза дома дневник забыла, я решила заскочить в школу — ей передать. Прихожу, а у них перемена. Смотрю: девочки отдельной кучкой стоят, мальчики — отдельной. И что вы думаете? Моя Лиза с мальчишками стоит. Но я тогда не стала беспокоиться. Часто дочь придет из школы и давай тараторить: “А Ванька то… А у Коли это… А потом мы все в футбол играли…” Я ее спрашиваю: “Лиз, а подружки-то у тебя появились?” Она говорит: “Мам, ты что? Какие подружки?! Эти девчонки все глупые как пробки! Они или мальчиков обсуждают, или сериалы дурацкие, а то вообще сидят на уроках волосы расчесывают да ногти красят. А с ребятами весело…” Я подругам позвонила, посоветовалась, они сказали — все нормально, радуйся, что она не наркоманка у тебя. Только я успокоилось, как Лиза приготовила мне сюрприз. Пришла домой после уроков, а от нее за километр несет куревом. Говорит, что ребята надымили. Я поверила. А потом джинсы ее стирала и сигареты нашла в кармане. Дочь сказала, что это Сережкины. А на следующий день пришла домой — спиртным несет. Спрашиваю, где была. “В футбол после школы играли”. Теперь я прямо не знаю, что делать. Совсем от рук отбилась: скатилась на “двойки”, за собой перестала следить, матерится, приходит куревом пропахшая, пререкается вечно. Да и вообще стала похожа на пацаненка. Все попытки поговорить с ней оканчиваются неудачей...

Если вы сменили уже не одну школу, а проблемы повторяются, дальнейшие попытки будут бесполезны без выяснения точной причины “кризисов”. Понять ее поможет опять-таки психолог. Как правило, источник стрессов кроется на одной из сторон “треугольника”: отношения с учителями — с классом — усвоение учебной программы. Но корень проблем может оказаться и в семье. Ведь никакая, даже самая распрекрасная школа не заменит ребенку вашей любви и внимания.



    Партнеры