Будем лечить или пусть живет?

Этой старой шуткой любят подкалывать друг друга в медицинской среде. Хотя на самом деле в практике любого врача всегда найдется случай, когда больной, шансы которого оценивались как ничтожные, при правильно подобранных методиках и средствах лечения выздоравливал. И наоборот: пациент вдруг умирал, хотя к нему были применены многократно проверенные эффективные способы лечения.

Назначая пациенту лечение, должны ли доктора опираться только на профессиональные знания или на свою интуицию тоже? И каковы допустимые пределы “догадок” в лечении больных? На вопросы мы попросили ответить доктора медицинских наук, профессора, врача-фитотерапевта Сергея Николаевича Турищева.

— Элементы “угадывания” правильного направления и составляющих лечения присутствуют в практике врача любой специальности — от этого никуда не уйти. Выбор приходится делать постоянно. Но считаю аксиомой формулу “Информация — мать интуиции”. При этом информация — это и то, что сидит в генах, и приобретенный жизненный опыт, и профессиональные знания и навыки.

— Сергей Николаевич, вы ученый человек с многолетней практикой врача и не отрицаете врачебный дар предвидения?

— Человеческой природе присуще желание заглянуть в будущее. А врач по роду своей профессии вынужден это делать не единожды за рабочий день — предсказывать развитие болезни. И благо, если больной попадет в руки опытного, образованного доктора, который не поленится собрать о состоянии здоровья пациента максимум информации и, проанализировав ее, добавив свое видение развития заболевания, изберет самый оптимальный вариант лечения и лекарственных средств.

— Сегодня предсказателей, “целителей”, претендующих даже на роль публичных магов, пруд пруди. Насколько они опасны для больных? Или к их советам тоже надо прислушиваться?

— Одно дело претендовать на роль лекаря и совсем другое — соответствовать этому званию. Убежден: давать правильные прогнозы, если говорить о здоровье людей, имеют право только профессиональные врачи, знакомые с биологической сущностью человека. Среди тех, кто сейчас выдает себя “целителями”, немало не просто банальных проходимцев, спекулирующих на человеческих болезнях, но и просто психически ненормальных людей. Зачастую их прогноз — бред сумасшедшего. Или откровенная ложь, умело вплетенная в сценарий мошеннической операции.

— Но и врач с дипломом не бог, а, как вы говорите, каждодневно выступает в роли предсказателя развития болезни.

— Доктор дает прогноз с учетом клинической картины пациента, данных обследований, истории его заболевания и т.д. И на основе своих профессиональных знаний. В целителях же, стремящихся к коммерческому успеху, больных умиляет сам факт угадывания даже не диагноза, а больного органа или системы организма. Вроде даже не раздевал, не смотрел, а говорит: “У вас проблемы с пищеварением”. Люди не задумываются, что проблемы с пищеварением — это не диагноз. Да любой врач при визуальном осмотре пациента может поставить гораздо более точный диагноз.

— Так чего же ищут люди у целителей, обращаются к ним, зачастую минуя традиционных докторов?

— Наверное, чуда, которое сами же и придумывают. Разумеется, не от хорошей жизни. В пользу целителя говорит тот факт, если его общение с пациентом хотя бы поднимет настроение, поддержит веру в лучший исход, побуждает его к лечению, к поиску эффективных методов выздоровления — уже благо. Однако недопустимо, если целитель претендует на исключительное право и приоритет в лечении больных, особенно тяжелых. Лечиться надо все же у профессионалов. Среди настоящих врачей практически нет мошенников, поскольку врачебная деятельность всегда конкретна.

— Предсказание, предвидение, ясновидение… Какое понятие точнее применительно к медицине?

— С научных позиций, если это касается жизни людей, я бы выбрал термин “биопрогноз”. Поскольку объект прогнозирования — человек (биосистема) и прогноз выдает человек, значит, биологический компонент, основанный на знаниях, в прогнозе играет доминирующую роль. Хотя и не исключает интуицию — тоже биологического происхождения. Разумеется, процент “угадывания” тем выше, чем выше профессиональные знания.

— Сергей Николаевич, а какое место занимает биопрогноз в вашей врачебной работе?

— Если мне удается лечение — значит, мой прогноз в большинстве случаев бывает точен. Как я уже говорил, вся врачебная деятельность основывается на биопрогнозе: оценить состояние организма и увидеть перспективы развития болезней — это неотъемлемая часть врачевания. К сожалению, прогноз может сбываться и в тех случаях, когда он не оптимистичен. В большинстве своем пациенты прислушиваются к мнению докторов. Но мой совет больным: прежде чем прислушиваться к прогнозам, нужно знать, от кого они исходят. Заслуживает ли этот человек доверия, компетентен ли он? Особенно это касается всевозможных целителей-ясновидящих. Если да, почему бы и не учесть его мнение, не забывая, конечно, и о своем.

Фитосредства в лечении раковых больных

— Сергей Николаевич, давать прогноз развития раковых заболеваний, наверное, самое сложное. При каких условиях прогноз развития рака возможен?

— Медицинская наука давно выделяет симптомы, биологические особенности и предраковые заболевания, которые с высокой степенью вероятности свидетельствуют о возможности развития рака. Носители этих признаков составляют группы риска. Здесь все материально, на научной основе — есть медицинская статистика. Опытный врач знает и признаки, и статистику, плюс собственный опыт наблюдения и лечения таких больных.

Насколько я знаю, вы всю жизнь занимаетесь фитотерапией и ваша научная деятельность связана с изучением лечебных свойств лекарственных растений, в частности, применительно к онкологии. Можно ли рассчитывать на фитосредства в онкологии?

— Особо подчеркну: фитотерапию я не противопоставляю достижениям науки в области онкологии и общепринятым методам лечения: хирургическому, лучевому, химиотерапии и другим. Фитотерапевту надо не только знать все о человеческом организме, но еще хорошо разбираться в фармакологических свойствах растений и “догадываться” о возможных последствиях для онкобольных при лечении фитосредствами. Возникает немало ситуаций, когда онкобольным нужна фитопомощь: в период подготовки к операции, восстановления после операции, лучевой и химиотерапии. Всегда можно проводить симптоматическую терапию, например, повышать аппетит, снимать воспаление. Но при этом целесообразно одновременно использовать противоопухолевый потенциал растений. Сегодня можно точно утверждать, что противоопухолевой активностью обладают растения, содержащие в большом количестве витамин А.

Повышают число лейкоцитов после химиотерапии: свекла, экстракты из бархата амурского, левзеи сафлоровидной, ореха маньчжурского, пиона белоцветкового, подорожника большого. Препятствуют снижению лейкоцитов при химиотерапии лимонник китайский, сирень амурская, сосна обыкновенная.

Модифицируют иммунную систему с усилением клеточного звена: крапива, солодка, череда, сабельник, чага, шиповник, пион.

При раке можно эффективно проводить детоксикацию, используя сборы, включающие растения противовоспалительного, иммунотропного, мочегонного, желчегонного, гепатопротекторного действия. Они снижают проявления побочных эффектов лучевой и химиотерапии.
Вместе с тем следует помнить, что многие растения из арсенала народной медицины, которые “убийственно” действуют на опухоль, очень токсичны: акониты, вех ядовитый, болиголов и даже чистотел.

ПРОФИлактика

— Одна из задач при лечении пациентов с заболеваниями, склонными к злокачественному перерождению, — создание противоопухолевого фона. Я своим больным рекомендую нетоксичные растения: аир, зверобой, календулу, подорожник, чагу. В народе, как общеукрепляющие и профилактические фитосредства, используют соки и плоды калины, облепихи, смородины, свеклу, морковь, редьку, чеснок, лук, лопух, хрен и др.

Фиточаи противораковые

1. Трава земляники лесной, подорожника большого, ноготков, фиалки душистой — по 1 части, плоды шиповника — 3 части.

2. Трава чистотела — 5 частей, трава ноготков и лист крапивы двудомной — по 3 части, корневище левзеи сафлоровидной — по 2 части, корневище солодки — 0,5 части.

3. Корневища марьина корня, лопуха большого, кровохлебки лекарственной — по 4 части, лист крапивы двудомной — 3 части, трава подмаренника настоящего, репешка аптечного, спорыша — по 2 части, корневища солодки и радиолы розовой — по 1 части.

4. Плодовое тело чаги — 2 части, корень гравилата городского, сабельника болотного, трава подмаренника настоящего, репешка — по 1 части, корень солодки — 0,5 части.

Рецепт. 2 чайные ложки любого из этих сборов — на стакан кипятка. Кипятить на водяной бане или слабом огне 10-15 минут. Настоять один час. Принимать по 1,5—2 стакана в день или по 0,5 стакана 3—4 раза в день.

Независимо от формы и стадии онкологического заболевания фитотерапевт имеет возможность предложить в дополнение к основному лечению фитосредства, которые будут способствовать оздоровлению пациентов.

КСТАТИ

При дворах правителей всегда были штатные мудрецы (визири, советники, ведуны, колдуны). Называли их по-разному, но суть одна: они должны были предсказывать события, ограждать своих правителей от нежелательных напастей, в том числе и от болезней.

КСТАТИ

Народные целители Индии, Тибета, Египта, Китая для профилактики рака  рекомендуют употреблять морковь, чеснок, лук, редьку, хрен, красный перец, красную капусту, петрушку, свеклу, салат, сельдерей, щавель, шпинат.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру