Скромное обаяние буржуазии

В Серпухове открылась выставка пикториальной фотографии первой трети ХХ века

25 сентября 2007 в 16:43, просмотров: 1095

“Тихое сопротивление” — так называется собрание работ, отразившее упорное противостояние русских пикториалистов советской идеологии. Пикториализм — направление в фотоискусстве, стремящееся приблизить фотографию к живописи. Корреспондент “МК” побывал на выставке, объехавшей множество культурных столиц мира.

Дорога в православный город, празднующий как раз в эти дни свое 665-летие, оказалась долгой из-за пробок. Но от этого интерес московских журналистов к выставке не стал меньше. Выставочный зал свежеотстроенного бизнес-центра очаровал своей атмосферой: в приглушенном свете фотографии начала века выглядели и правда как картины, написанные какой-то особой техникой. При таком освещении работы мэтров пикториальной фотографии Александра Гринберга, Юрия Еремина, Николая Свищов-Паола и Николая Андреева сохраняют свою художественную задумку. Необычные фотографии требуют необычных условий содержания. Оттискам нужно несколько месяцев храниться в полной темноте, прежде чем предстать перед публикой.

В Серпухове выставка оказалась тоже не случайно. Именно здесь начались поиски пикториальных работ Московским домом фотографии 12 лет назад. Известный фотограф этого направления Николай Андреев родился и работал в Серпухове. Его фотографии и легли в основу выставки.

Фотографы-пикториалисты изображали мир “как-то по-буржуазному”, по мнению советских критиков, за что подверглись гонениям и репрессиям. Но с пути своего они не свернули, даже наоборот, многие фотографы приходили к пикториализму, несмотря на то что ранее его отрицали. Так случилось, например, с Александром Родченко, который стал работать в этом направлении в 40-х годах. Именно поэтому собрание фоторабот получило название “Тихое сопротивление”.

Даже при беглом взгляде на пикториальные фотографии чувствуется сходство с импрессионизмом. С помощью мягкорисующего объектива фотохудожник делает снимок нечетким, слегка размытым. Тем самым создается эффект нереальности. Такое искусство далеко от советской документальной или модернистской фотографии.

Причем каждый автор несет свою тему и мысль. Так, скажем, Александр Гринберг изображает обнаженную натуру, что роднит его работы с художниками ХVIII—ХIХ веков. Петр Клепиков любит городские пейзажи, некоторые из которых напоминают стиль Клода Моне. А Николаю Андрееву ближе сельская тема: сцены уборки урожая и задумчивые деревенские старцы.

Выставка пробудет в Серпухове два месяца, потом отправится на отдых в архив Московского дома фотографии, а затем явится миру где-нибудь за рубежом.



Партнеры