Правила хорошего “ДОНа”

На этой трассе тормозят Александра Розенбаума, Богдана Титомира, налетчиков и угонщиков

Инспектор на дороге уже давно стал символом безопасности… Нет гаишника — и уже как-то тревожно становится: может, что-то не так? Порой они, правда, раздражают своей назойливостью и придирчивостью, но это бывает редко — большей частью человек с жезлом на дороге не ошибается в выборе нарушителя. Корреспондент “МК” убедился в этом лично, подежурив на стационарном посту ГИБДД.

Пятидесятый километр трассы “Дон”… Стационарный пост 7-го батальона ДПС ГИБДД Подмосковья… Вместе с командиром батальона подполковником Евгением Стригиным и командиром роты майором Олегом Демидовым наблюдаем, как очередная смена заступает на дежурство.

Трасса “Дон” — один из самых ответственных участков в Подмосковье. По “Дону” гуляют и жалуют к нам гости из южных регионов. А всего за сутки через этот пост ГИБДД проходит до 35 тысяч машин. Так что, сами понимаете, прохлаждаться инспекторам не приходится.

…Капитаны Михаил Белов, Александр Демидов, Василий Капелькин и сержант Алексей Тишкин просматривают рапорты, ориентировки, прочие важные бумаги. И вот — восемь утра, Капелькин выходит к трассе.

Человеку несведущему действия инспектора мало понятны. Ну стоит. Ну смотрит на поток машин. Потом — бац!

Свисток, взмах жезлом — пожалуйте к обочине. А ну-ка! Документики предъявите. У кого из водителей такая вот остановка не вызывала досаду: мол, делать, что ли, этим гаишникам нечего?

Но вот всего несколько выдержек из книги учета происшествий… Инспектором Новосельцевым остановлена для проверки автомашина “ВАЗ-21083”. Выяснилось, что ее водитель Хуснулин находится в федеральном розыске. Задержан, доставлен в Ленинское УВД… Инспектор Кошенков останавливает для проверки “Волгу”. Установлено, что машина находится в розыске. Водитель Худяков доставлен в Ленинское УВД… Инспектором Семеновым остановлена для проверки автомашина “Ауди”. Машина угнана в Липецке. Водитель Андреев доставлен в Ступинское УВД.

И вот совсем недавно, неделю назад, инспектор Куряков пытался остановить для проверки черный “Фольксваген-Пассат”. Водитель Маслов не остановился. Преследование. Задержание. Через час выяснилось, что машина угнана… Инспектор Демидов остановил автомобиль “Вольво”, который мчался с явным превышением скорости. Водитель Никитенко, как позже показала экспертиза, был в стельку пьян. А впереди, за поворотом, буквально в 400 метрах, велись ремонтные работы. И не окажись на этом участке дороги человек в форме — неизвестно, чем закончилась бы такая гонка.

И таких фактов можно высыпать целый ворох. С начала нынешнего года инспекторами батальона таким образом выловлено 219 угнанных автомашин, задержан 31 господин, значившийся в федеральном розыске, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения выужены из своих авто 748 человек, доставлено в медвытрезвитель — 457. И уже одно это означает, что стражи трассы “Дон” не зря едят свой хлеб.

— Как же вы определяете, кого останавливать? — спрашиваю у Капелькина. — Ведь едут все вроде как одинаково.

— Это приходит с опытом, — отвечает. — И уже по малейшим нюансам движения машины мы видим, волнуется водитель или нет. А какова причина волнения? Это и остается выяснить.

Кстати, не прошло с начала дежурства и получаса, как вдруг капитан Капелькин, словно ловкий рыбак острогой, выхватывает жезлом из потока вовсе неприметную “десятку”. Водитель остановился, открыл дверцу машины, попытался выбраться из нее. И не смог. Ноги бедного уже не держали. И без доктора было видно, что несостоявшийся гость столицы из Тульской области давно уже находится в состоянии легкого изумления и тяжелого похмелья.

Напомню, что внешне “десятка” двигалась ну точно так же, как и остальные автомобили.

Где же учат такой наблюдательности? И как, собственно, приходят в ГИБДД? Мы, признаемся, не всегда задумываемся об этом. Оказалось, что отбор здесь, как в космонавты. Командир батальона подполковник Евгений Стригин рассказал мне, что рост кандидата в подмосковные инспектора должен быть не меньше 175 сантиметров. Обязательное условие — отменное здоровье, служба в армии и образование как минимум среднее техническое. Само собой, чуть ли не под лупой изучается биография кандидата, а также его ближайших родственников. И если ты до этого был раздолбаем, водил дружбу с сомнительными личностями — прости-прощай, дорогой товарищ. Не видать тебе заветного полосатого жезла как своих ушей.

— Руководство области и Подмосковной ГИБДД исходит из того, что инспектор на трассе видом своим и действиями олицетворяет власть, — говорит Стригин, — а значит, человек в милицейской форме здесь должен быть крупным, крепким, отважным, принципиальным и строгим. Он должен многое знать и уметь.

Несколько слов об умении. Чтобы занять свое место в строю областных инспекторов, мало быть славным малым и в школьные годы терпеливо переводить старушек через дорогу на зеленый свет. В области разработана своя собственная специальная программа профессиональной подготовки инспекторов ГИБДД.

Сначала будущий гаишник целых три месяца стажируется на постах — присматривается, прислушивается, принюхивается. Если человек выказывает такие замечательные качества, как коммуникабельность, собранность, выносливость, устойчивость к стрессам, — его на полгода отправляют в учебный центр областной ГИБДД, что в Рузе. И там уже начинается самая настоящая “отделка щенка под капитана”. Подготовка физическая и специальная, психологическая и техническая, всевозможные тестирования и натаскивания. В результате выпускник этого центра мастерски водит машину любой марки, ловко оказывает все виды первичной медицинской помощи, способен заболтать хоть профессора философии, а за одиннадцать секунд может выхватить табельный “Макаров” и с расстояния двадцать метров, почти не целясь, всадить четыре пули в мишень. О как!

Но и это еще не все. После таких вот замечательных курсов молодой сотрудник еще целый год работает с опытным наставником, который, собственно, и делает вывод о профпригодности будущего инспектора.

Как часто удается применять эти богатые знания на практике? К сожалению, чаще, чем хотелось. Инспектора рассказывают, что их работа — это не только из радара по машинам целиться. На трассе порой такие казусы случаются, что мама не горюй.

— На прошлый Новый год, аккурат под утро первого января, двое кавказцев в Москве пырнули ножом владельца джипа и рванули на угнанном авто в область, — вспоминает инспектор Кудинов. — Бедолаге повезло — почти сразу встретил каких-то прохожих, те по мобильнику позвонили в “скорую” и в милицию.

Налетчиков засекли километрах в двадцати от кольцевой автодороги. Погоня получилась в лучших традициях какого-нибудь оскароносного боевика. В результате инспекторам пришлось таранить машину преступников. Та вылетела в кювет. Один сдался сразу, а второй в лес побежал. Догнали, ножик отобрали, скрутили и в местное ОВД доставили.

А кто сегодня самый опасный элемент на трассе? Если думаете, что это быковатый браток на “Черном квадрате”, — ошибаетесь. Тот, как ни странно, все чаще старается передвигаться “по солидняку” и без фанатизма. Конечно, скорость 110 км/ч для него довольно обидна, но во взлетную полосу подмосковную трассу он все же превращает куда реже.

— Гораздо больше хлопот доставляют юнцы, которые гоняют на раздолбанных “восьмерках”, — говорит инспектор Василий Капелькин. — Им, образно говоря, все по барабану — что Правила дорожного движения, что инспектора, что человеческая жизнь.

От себя добавим: иной раз “хлопоты” — это мягко сказано. Был случай, когда мимо поста ГИБДД лихая “восьмерка” проскочила на такой скорости, что радар едва не зашкалило. Экипаж Жукова и Тимофеева, понятное дело, вдогон. Остановили нарушителей у села Вельяминово. А те лезут в бутылку, из которой совсем недавно, образно говоря, выбрались. Да еще по мобильному подмогу вызвали. И вот стоят двое инспекторов против восьми разгоряченных водочными парами детин, а те уже наглеют, за погоны начинают хватать — свое чинопроизводство чинить. Пришлось стрелять в воздух и под ноги. Тогда только ребятки остыли маленько. Трезвели уже в отделении.

Кто попадается в частые сети инспекторов ГИБДД? Понятное дело, нарушители скоростного режима, любители выехать на встречную полосу, прочая безалаберная публика. Но попадается рыба и покрупнее.

— Нынешним летом случай был, — рассказывает командир роты ДПС майор Олег Демидов. — Наши ребята настоящего киллера задержали. Тот на неприметной машине ехал, а в салоне в большой сумке труп женщины вез. Планировал где-нибудь в подмосковном лесу прикопать. Стали машину досматривать — задергался. “Затикали в подсумочке трофейные часы”? Чтобы отвертеться, парень предлагал инспекторам двадцать тысяч долларов. Да не на тех напал.

Кстати, о “крупняках”. Но уже не в фигуральном значении. Водители большегрузных фур иной раз обижаются на инспекторов за скрупулезность и тщательность досмотра, а зря. В лихие девяностые, когда полыхала Чечня и в Москве дома взрывали, сотрудники батальона в “КамАЗе” за арбузами обнаружили двенадцать бравых представителей одной из солнечных северокавказских республик. Когда их выудили из кузова, те только свешивали унылые носы и лупали маслиновыми гляделками: ничего такого не знаем, едем тихо-мирно примус починять.

Правда, потом фээсбэшники по секрету шепнули: террористы трассу прощупывали. Прохлопают подмосковные гаишники такую группу, значит, можно и реальных боевиков протащить в Белокаменную. Не прохлопали.

К счастью, на дороге инспекторам ГИБДД приходится иметь дело не только с разным отребьем и всякой несознательной публикой. Случаются встречи и с известными людьми. Как же ведут себя на дорогах знаменитости? Оказывается, что звездность ни при чем и все зависит от воспитания, от нравственной начинки человека.

Однажды Александр Розенбаум ехал по трассе. Инспектор перед ним остановил совсем другую машину для проверки. Так человек с гитарой, решив, что инспектор именно его призывает остановиться, сам притормозил: мол, я ничего не нарушил?

А однажды остановили машину Маши Распутиной.

— Дверь открывается, — рассказывает Михаил Белов, — смотрю — ноги. И много. Я на секунду даже забыл, чего спросить хотел. Та рассмеялась: если скорость превысила — извините. На концерт тороплюсь.

Маша Распутина скорость не превышала — инспектор просто хотел документы проверить на навороченное авто. Остался с автографом.

Зато скорость, и весьма прилично, как-то раз превысил Богдан Титомир. Это когда он был в фаворе у публики и полагал, что ему сам черт не брат.

— Мужики! Договоримся! Хотите “Мурку” слабаю?

— А фугу ля-минор Баха слабо?

Не сумел. Составили протокол, в партитуре которого прямо указали, что Титомир ездит быстрее, чем думает.

А вообще, инспекторам трассы “Дон” везет на добрые встречи с известными и замечательными людьми. Кто на концерт спешит в область или в соседний регион, кто на подмосковную дачу. А например, Алексей Глызин, Александр Панкратов-Черный и “на-наец” Слава Жеребкин так вообще в Белых Столбах живут. Иной раз на день ГАИ в гости к инспекторам приходят, поздравляют, выступают и все такое.

Имеется у инспекторов и своеобразная книга “черных рекордов”. Звучит забавно, а в содержании радостного мало. Например, довольно оригинально зафиксирован один из рекордов скорости.

— Был случай, — рассказывает майор Олег Демидов, — когда один невнятный дядя разогнался на своем “Мерседесе” до скорости чуть ли не под триста километров в час. Влетел в метрового диаметра опору рекламного щита и срезал железо как бритвой.

Почему дядя “невнятный”? Да потому что, как он выглядел на самом деле — так никто и не понял: от лихача остались только “фрагменты человеческого тела”. А на какой ехал машине, догадались, лишь найдя среди россыпи металлической требухи мерседесовский покореженный и оплавленный значок.

Есть своеобразные чемпионы и по злоупотреблению алкоголем. Нынешней весной инспектора остановили машину, которой управлял не совсем обычный гость области. Мичман Северного флота прибыл в отпуск, к шурину. Понятное дело, на радостях выпил и со словами “тормоза придумали трусы” сел за руль. Когда его доставили на освидетельствование, врачи побросали свои клистиры и схватились за голову — 8,3 промилле!

При таком показателе человек должен быть покойничком, а тот держит фасон и твердит свое: все пропьем, но флот не опозорим!

Есть и совсем черный рекорд. Это когда минувшим февралем на 89-м километре трассы в тумане столкнулись 55 машин.

И последнее. Для обывателя вся эта цифирь — щекочущая нервы хроника. Для инспекторов ГИБДД — каждодневный рабочий фон. И при всей этой кутерьме они умудряются оставаться выдержанными, спокойными и даже опрятными в одежде и делах, поступках. Может быть, если мы научимся видеть в них своих союзников на дороге, то и страшных происшествий станет меньше?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру