Жизнь дороже денег

Даже официальная инфляция кладет на лопатки и правительство, и большинство россиян

Под конец минувшей недели официальная российская статистика подвела неутешительные для большинства наших сограждан итоги жизни страны за последние 9 месяцев. Вопреки прогнозам бывшего главы МЭРТ Германа Грефа инфляция выросла в сентябре на 0,8% и с начала года составила уже 7,5%. Для того чтобы правительство уложилось в отведенные рамки, в четвертом квартале, по итогам октября, ноября и декабря, рост цен в сумме не должен превысить 0,5%. То бишь 0,17% в каждом месяце. Тому, кто может в это поверить, наверное, надо готовить самую благоустроенную палату в психиатрической клинике с золотой табличкой на входе: “За верность правительству, превосходящую разум”.

Хотя бы по той причине, что годом ранее за тот же период инфляция в России была зафиксирована на уровне 7,2%, что на 0,3% меньше, чем сейчас. Если же учесть, что в четвертом квартале экономику ожидает очередной вспрыск денег, дай бог, как говорится, нашему теляти уложиться в прошлогодние 9%. Впрочем, дело даже не в общей цифре, в которой одновременно учитываются цены и на хлеб, и на туалетную бумагу, и на предметы роскоши, недоступные большинству наших сограждан.

Сентябрь стал грозным предостережением для тех, кто привык жить на зарплату и пенсию. Поскольку именно в этом месяце, как бесстрастно зафиксировали государственные статистики, в первый осенний месяц произошел рост цен на 89% наблюдаемых ими продуктов питания. Если же вспомнить, что не менее половины населения тратят более 50% своего дохода на продукты питания, то официальное заявление Росстата о снижении стоимости минимального набора продуктов питания в сентябре на 1% можно выкидывать туда, куда отправляется использованная туалетная бумага. На те 1640 рублей стоимости минимального продовольственного набора (данные по сентябрю) надо заставить питаться в течение месяца тех чиновников, которые приняли эти нормы. А через месяц заслушать их доклад и провести медицинское обследование организма.

Впрочем, это наблюдение статистиков — лишь попытка хоть как-то подсластить горькую пилюлю общего подорожания даже этой минимальной корзины с января на 11,3%. Согласно данным того же Росстата, за январь—сентябрь с начала года цены на хлеб и хлебобулочную продукцию выросли на 20%, на крупу и бобовые — на 15,9%, на макароны — на 13,8%. Молочные продукты за 9 месяцев подорожали на 12% (само молоко только в сентябре подскочило на 9,4%), сливочное масло — на 17,1%, подсолнечное — на 17,2%. С учетом подорожания ЖКХ за тот же период на 13,3% от таких цифр впору разве что напиться, но и спиртное тоже выросло в цене, правда, всего лишь на 5,2%. И это только по официальным, приглаженным данным.

А в реальности дело обстоит еще хуже. Достаточно пройтись по супермаркетам, чтобы увидеть, как сначала переписали ценники на ту же вареную колбасу, стоившую в январе 170—190 рублей, — сейчас не найти дешевле 220—230 рублей.

Дальше будет только хуже. Недавно министр сельского хозяйства Алексей Гордеев признал, что в России сложился реальный дефицит говядины, и заявил, что импорт по сравнению с прошлым годом придется увеличить на 40%. При этом из уст министра прозвучал еще один тревожный звонок: “Мы полностью зависим от ценовой ситуации на Западе”. На котором, заметим, продовольствие тоже дорожает. В первую очередь зерно и иные корма для скота. Как результат, взлетают цены и на продукцию животноводства. Причем не только на мясо, но и на, к примеру, сухое молоко. По этому важнейшему импортируемому товару вследствие и общего удорожания продукции, и отмены Евросоюзом экспортных субсидий для фермеров оптовые цены только за последний летний месяц выросли на 40%.

А что же наше правительство? Как оно реагирует на тревожную статистику?

— Мы сделаем все, чтобы максимально удержаться в рамках инфляции, которые были заложены заранее, — заявила в минувший четверг по завершении заседания правительства новый глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. То есть в те же 8%. Хочется спросить: что именно? Введете госмонополию на торговлю и прикажете ценам замереть и не дышать? Или же Росстат разработает какие-то особые методики манипулирования цифрами и расчетов, чтобы в итоге в период выборов получились искомые 8%? Или же укрепите рубль, задавив всю работоспособную часть отечественной промышленности, которая спасует перед импортом?

Система подсчета порочна сама по себе, о чем уже не раз писал “МК”. Ведь инфляция в первую очередь бьет по самым неимущим. И для них рост цен, к примеру, на хлеб, крупу и молоко — настоящая катастрофа. А для тех, кто покупает себе сумочки за несколько тысяч долларов, досадное недоразумение, которое проходит незамеченным. Если, допустим, в какой-то компании всем увеличат зарплату в среднем на 20%, то 10 топ-менеджеров, которые до этого получали по сто тысяч рублей, дополнительно положат себе в карман еще по 20 тысяч. А для 90 работяг, чьи ежемесячные зарплаты болтались в районе 7 тысяч рублей, увеличение составит всего лишь 1400 “деревянных”.

Если наша власть действительно хочет знать, как живет народ, улучшать качество его жизни, то и считать надо по каждой группе в отдельности. Только тогда станет действительно понятно, какая у кого инфляция в кармане. И лишь после этого можно будет принимать те или иные решения в области социальной политики. А иначе все телодвижения властей — очередные разговоры в пользу… Нет, не бедных. А как раз богатых.

Как выросли цены с начала года (январь—сентябрь)

(рост цен, в%)

Хлеб    20

Крупы и бобовые    15,9

Макаронные изделия    13,8

Молочные продукты    12

Сливочное масло    17,1

Подсолнечное масло    17,2

Спиртное    5,2

Тарифы на услуги ЖКХ    13,3

Стоимость минимального набора продуктов питания    11,3

По данным Росстата

Впрочем, Росстат, похоже, опять опоздал за жизнью. Уже в конце сентября рост цен, к примеру, на то же подсолнечное масло, в большинстве магазинов вплотную приблизился к 35—40%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру