Сносить Или Не Сносить

Нестационарную торговлю упорядочат вдумчиво

Есть вечные загадки — о них писали классики, над ними веками бьется человечество. Что было раньше — яйцо или курица? Как наладить отношения отцов и детей? Кто виноват и что делать?

Кто бы мог подумать, что есть в Москве практически аналогичный по своей сути вопрос. Нестационарная торговля — это хорошо или плохо? И что делать добросовестным предпринимателям, которые вложили годы трудов и нервов в дело, которое теперь стало не нужно городу? Попыткой найти ответ стал “круглый стол” в Московской городской думе, проведение которого инициировала фракция “Яблоко”.

Что и говорить, заставь неумного человека богу молиться — он, как известно, лоб расшибет. Стоило лишь мэру Москвы Юрию Лужкову обмолвиться о том, что столица должна быть очищена от многочисленных ларьков, палаток и автокиосков, как некоторые чиновники повсеместно бросились закрывать и выгонять всех подряд. Но ведь если глава города задает некий курс, это не отменяет необходимости трезво оценивать обстановку сотрудникам префектур и управ на местах. Вот что рассказала Надежда Баранова, бывшая хозяйка палатки по продаже овощей и фруктов в Северном Измайлове: “Когда управа стала проводить конкурс, определяющий, кто достоин заниматься в районе торговлей, а кто нет — меня просто выкинули. Я подала в суд, но мою палатку так и не поставили заново. Но это было дело, которое я любила и в которое вложила много сил”. Бывают случаи и похлеще — в Северо-Восточном округе некоторое время назад ликвидировали торговый ларек, вся выручка которого подчистую шла на борьбу с детской беспризорностью. Его владелец Андрей Бабушкин ставит вопрос о соответствии постановления московской мэрии “Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети”, выпущенного весной прошлого года, требованиям российской Конституции, а также выражает уверенность в том, что подобные документы должны пристально изучаться Федеральной антимонопольной службой. “Пункт 4.1 данного постановления предусматривает ежегодную разработку окружных схем размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети. Но почему такие схемы не разрабатываются в отношении супермаркетов, которых все больше и больше появляется в городе? Это выглядит как дискриминация малого бизнеса”, — заявляет Бабушкин.

Однако нельзя констатировать однозначную правоту возмущенных торговцев. Ведь на улицах немало объектов, которые действительно уродуют и загрязняют город. Сразу несколько примеров приводит заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Валентина Варфоломеева. Это и тонары с пивом и сигаретами, стоящие вплотную к школьным дворам; и так называемые кафе на колесах с шаурмой и курами-гриль, где никто не может поручиться за пользу и безвредность еды; и кучи окурков и грязи, а также стихийно возникающие туалеты прямо позади палаток, что является прямым следствием отсутствия у продавцов человеческих условий для работы. Такие вещи в столице действительно сплошь и рядом. А чего стоит палатка “Хлеб”, где оного представлено 5 наименований, а сигарет и алкогольных напитков — по нескольку десятков? “Мы все — москвичи, и мы любим свой город. Могу сказать, что специалисты нашего департамента получили за несколько месяцев более трехсот жалоб от возмущенных москвичей в адрес нестационарных объектов торговли. Людей не устраивает то, что палатки ставят на газонах, на тротуарах, где они мешают ходить; что ассортимент таких точек не соответствует ожиданиям”, — рассказывает замглавы ДПРиУ.

Такого же мнения придерживается и главный специалист правового управления Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Виктор Савальский. Он напомнил предпринимателям, что с недавних пор в порядке эксперимента на улицах Москвы постоянно находится “скорая юридическая помощь” для бизнеса. Это означает, что в том случае, если права владельца бизнеса тем или иным образом ущемляются, он может набрать номер 782-00-82, и в течение часа квалифицированные юристы приедут к нему, дабы помочь урегулировать любой спорный вопрос. Наряду с этим в столичном законе о малом бизнесе, проект которого находится в стадии разработки, будет прописана конкретная ответственность чиновников за то или иное направление деятельности — таким образом, если доказан факт неправомерных действий органа власти, не придется долго размышлять над вопросом, с кого за это спрашивать.

Многие пугаются того, что с резким сокращением количества ларьков и палаток тысячи людей останутся без работы. Во избежание этого руководство ДПиРМП запускает новый проект: перепрофилирование центральных тепловых пунктов (ЦТП) во дворах под помещения для предприятий потребительского рынка. В том числе и для небольших магазинов. Решается вопрос и с подуличными переходами — недавно Москомархитектуре было предложено рассмотреть идею расширения подземного пространства, предусмотрев там места для небольших павильонов.

Вопрос нестационарной торговли — больной и острый. Слишком тонкая грань между зачисткой тех, кто вредит мегаполису, и обидой для добросовестных людей, которые трудятся на благо своих семей и честно платят все налоги. И именно здесь, как нигде, требуется диалог бизнеса и власти; ни к чему хорошему не приведут ни конфликтная позиция предпринимателей, ни бездушный чиновничий взгляд сквозь призму сухих постановлений. Возможно, корень проблемы в том, что власти, обжегшись на молоке, дуют на воду — никто не спорит с тем, что огромное количество торговых точек не приносит ни копейки налогов и нарушает все мыслимые и немыслимые правила. Но разве должны страдать от этого порядочные люди? Будем надеяться, что взаимоуважение возьмет верх, а власть имущие найдут-таки способ урегулировать проблему.

Для более полного видения ситуации мы опросили обычных москвичей, нужны ли им киоски со всякой всячиной на каждом шагу? Их ответы разнятся. Пожалуй, это доказывает, что однозначно заявлять о бесполезности и вреде ларьков и киосков не слишком дальновидно.

Галина, фотограф:
“Сейчас палаток стало заметно меньше, и это хорошо. Мне не нравится их неэстетичный вид и грязь вокруг. Сама покупаю там максимум жвачку или какую-нибудь минералку”.

Дмитрий, работник склада: “По-моему, количество палаток в городе оптимальное. Лично я покупаю там цветы жене, сигареты, иногда напитки. Если убрать все, станет очень неудобно — да и к чему этот максимализм? У нас всегда так: если открываются киоски — то на каждом шагу, если закрываются — опять же бездумно и повсеместно. Пора бы найти разумный баланс, сейчас очистили немного город — и достаточно”.

Валерия, исполнительный директор издательского дома: “В моем районе (север Москвы), чтобы купить сок или сигареты в ночное время, нужно идти по темным дворам около пятнадцати минут. А палатка — вот она, почти под боком. Круглосуточные ларьки нужны. По крайней мере, до того момента, когда будет полностью реализована программа по открытию магазинов шаговой доступности, а главное — мы ощутим это на себе”.

Александр, аспирант: “Количество таких торговых точек нужно сокращать. От них мусор, грязь, они мешают пройти по тротуару. Фаст-фуд не покупаю там никогда. Иногда цветы или периодику”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру