Розничные сети навстречу покупателям

Галина ИЛЬЯШЕНКО: “Последнее время мы жили в условиях отложенной инфляции”

28 октября 2007 в 17:53, просмотров: 350

Страну лихорадит от возросших цен на продукты. Разговоры на тему “кто виноват?” не прекращаются ни на минуту. Несмотря на то что в цепочке, доставляющей еду на стол россиян, очень много звеньев, “отвечать” за происходящее приходится последней инстанции — розничной торговле. Ведь именно розница стоит к покупателю лицом к лицу.

“Мы были подготовлены к ситуации и заранее зафиксировали цены на целый ряд товаров, входящих в основную потребительскую корзину”, — говорит генеральный директор компании “Седьмой Континент” Галина ИЛЬЯШЕНКО, которая согласилась рассказать читателям “МК” о конкретных сделанных шагах.

— Галина Игоревна, что, по вашему мнению, сейчас происходит с ценами и почему?

— Сразу хотелось бы отметить, что я смотрю на сложившуюся ситуацию не только как руководитель крупной розничной сети, но и как покупатель.

Российскую экономику “задевает” общемировая индексация цен, оказывая на нее воздействие. Падение курса доллара, рост евро, повышение цен на нефть, рост пошлин, а также существенное повышение цен во многих других областях — все эти факторы во многом повлияли на увеличение затрат в области производства товаров и, как следствие, отразились и на розничном секторе торговли. Эти процессы начались еще в августе-сентябре этого года. Все это время мы жили в условиях так называемой отложенной инфляции.

Мировые рынки лихорадит. При пересмотре прогнозов на 2007 год показатели целевого уровня инфляции выросли почти в два раза. (Аргентина — 8,5% к 5%, Турция — 7,2% к 4%, Венгрия — 6% к 3%.) Как следствие этого, подорожало и продовольствие. В Китае за 12 месяцев по август цены выросли на 6,5% (в 2006 г. — на 4%). Продовольствие подорожало на 18,5% (максимум за 10 лет), а мясо — на 50%. На Украине продовольствие в сентябре стоило на 14,4% дороже, чем год назад, а доля продовольствия в потребительских корзинах, по которым рассчитывается инфляция, достигает 30% в Аргентине и Китае, около 40% в Египте, Казахстане и России, около 60% в Индии и на Украине (в развитых странах — 15—20%). Еще 5—20% расходов жители развивающихся стран тратят на дорожающий бензин и коммунальные услуги.

Сегодняшний рост цен я объясню на отдельно взятом примере. Когда мы в 1994 году открыли первый магазин, продукция импортного производства составляла порядка 80%. На сегодняшний же день доля импортного товара, представленного в наших магазинах, составляет 40%, а российского 60%. Что же сейчас происходит с российским производителем?

Думаю, что вы согласитесь со мной в том, что сельхозпроизводитель уже не может вернуться к плугу, перестав пользоваться сельхозтехникой. Затраты же на использование этой техники значительно возросли за последнее время — подорожали запчасти, которые в основном производятся на зарубежных предприятиях, за последний год почти в 2 раза подорожал бензин. И даже если производитель смог при бюджетировании рассчитать все затраты на технику, на электричество, то как заранее он может учесть расходы на импортные составляющие и сырье, цены на которые постоянно индексируются в сторону повышения? То же молоко! Производитель вынужден закупать сырье на Западе. Вдумайтесь, на 1 октября 2007 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей уменьшилось на 0,5% по сравнению с аналогичной датой предыдущего года.

Очевидно, что с ростом затратной части на производство увеличивается и цена на производимые товары. Аналогичная ситуация с ростом затрат сложилась у всех участников цепочки “поле—прилавок”. Так давайте зададим себе вопрос: как еще должны были реагировать цены на продукты питания, когда ее участники столкнулись с чудовищным увеличением настоящих и будущих вложений?

Каждый участник цепочки “поле—прилавок” был вынужден поднимать свои цены, а рознице в данной ситуации приходится отдуваться за всех, ведь именно розница стоит ближе всего к покупателям, взаимодействуя с ними напрямую.

— Что “Седьмой Континент” может предложить социально незащищенным гражданам сегодня, когда повышение цен уже произошло? Понадобилась ли вашему покупателю “антишоковая терапия”?

— Как социально ориентированная компания, мы всегда предлагали нашим покупателям несколько десятков социально значимых продуктов по фиксированной цене с минимальной наценкой.

Имея опыт прогнозирования, используя собственные ресурсы и стабильные договоренности с нашими партнерами, задолго до сложившейся ситуации мы зафиксировали минимальные цены на 20 видов социально значимых товаров. В категории товаров с фиксированной ценой присутствуют такие наименования, как масло животное, масло растительное, хлеб, творог, кефир, мясо птицы, сыр, колбасные изделия, сосиски, яйца и многое другое. Минимальная наценка на социально значимые товары составляет менее 10%, а на такие товары, как молоко или хлеб, менее 5%.
Фактически можно сказать, что мы продолжаем поддерживать и контролировать этот уровень цен. Фиксированная наценка на вышеперечисленный ряд товаров была заранее регламентирована и прописана компанией “Седьмой Континент”.

Мы уже давно продаем хлебобулочные изделия собственного пекарного производства. В условиях подорожания сырья цены на некоторые изделия у нас остались прежними. Судите сами: наш батон “Дмитровский” стоит 8 рублей 90 копеек.

Кроме того, в нашей сети действует предложение “свежая цена”, в рамках которого покупателям представлено около 100 наименований продуктов с минимальной наценкой. И в данной категории представлены как социально значимые продукты, так и многие другие.

Что касается антишоковой терапии, то заранее предпринятые нами меры во многом позволили сгладить сложившуюся ситуацию с ростом цен. В наши магазины приходят покупатели с разным уровнем доходов, так как мы работаем в нескольких розничных форматах. И наша задача — постоянно держать руку на пульсе их возможностей и предпочтений.

Мы являемся социально ответственной компанией, и предпринятые нами действия еще раз это подтверждают.

— Какие действия, по вашему мнению, необходимы для предотвращения дальнейшего роста цен? Что должны предпринять все участники цепочки “поле—прилавок”?

— Оптимизация затрат на всех этапах — единственное верное решение, которое должно быть принято всеми участниками ценообразования: производителем, дистрибьютором и розницей. Стоит также помнить о важной роли государственного регулирования в сфере производства — первого и основного этапа ценообразования. Мы, как представители розницы, постоянно стремимся оптимизировать свои затраты за счет дополнительных инвестиций компании, исследований, IT–технологий. Вместе с производителем мы составляем прогнозы спроса и определяем необходимый объем производства. Таким образом, мы исключаем лишние затраты, которые в конечном итоге сказались бы на потребителе. Мы ведем постоянное взаимодействие с поставщиками по таким важным вопросам, как ассортимент, качество и цена.

— Для того чтобы говорить о перспективах интеграции всех участников ценообразования, не могли бы вы привести какой-либо пример из собственного опыта?

— Да, могу привести несколько примеров. Развитие собственного производства и выпуск товаров под собственной маркой. Собственное производство — это снижение дополнительных затрат, а соответственно, и цены, по которой покупатель может приобрести товар. Сегодня в компании действуют собственные производственные цеха, которые расположены на территории магазинов. Особенной гордостью являются наши пекарни, которые мы не просто строим во вновь открывающихся магазинах, но и умудряемся внедрять в уже действующие, площадь которых иногда не достигает и 1000 квадратных метров.

В 2005 году мы начали выпуск продуктов под собственной торговой маркой “Наш”. Все они в среднем на 5—7% дешевле “фирменных” аналогов. А это дополнительная возможность для покупателей, в том числе и социально незащищенных граждан. Мы не просто взаимодействуем с поставщиком, а принимаем активное участие в судьбе изготавливаемого им продукта. Выбор поставщика всегда зависит от качества того товара, который он изготавливает. Он должен быть только высококачественным. Сейчас количество наименований под маркой “Наш” перевалило за тысячу. В этой группе товаров много и социально значимых продуктов, и товаров домашнего обихода. Например, молоко марки “Наш продукт”, стоимость которого 19 руб. 59 коп.

— И самый ожидаемый вопрос: как вы относитесь к решению “заморозить” цены на продукты?

— Сейчас это необходимая мера, но желательно, чтобы в будущем регулирование цен проводилось рыночными методами, а не административными. В 80-е годы насильственное изменение рыночных процессов дало свои печальные последствия, когда с полок исчезали необходимые товары. Я уверена, что в сложившейся ситуации все предпринимаемые действия, как со стороны участников процесса “поле—прилавок”, так и со стороны государства, дадут положительные плоды, которые в первую очередь смогут ощутить именно покупатели.



Партнеры