Операция “кооперация”

России и Белоруссии необязательно объединяться, чтобы вместе завоевывать мировой рынок

На недавнем саммите СНГ на высшем уровне, прошедшем в Душанбе, вопросы экономической интеграции были главными в обсуждаемой повестке заседания. Пожалуй, это самое перспективное направление для развития Содружества.

Можно пытаться притянуть к себе соседние страны путем образования каких-то блоков, политических и военных. Но на примере того же ГУАМ (союза Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии) становится понятно, что наличия лишь умозрительного общего врага для жизнеспособности такого образования недостаточно. Если, конечно, не подпитывать финансово извне. Можно пытаться организовать новое государство.

Но даже с такой близкой страной, как Белоруссия, за прошедшие годы ответы найдены далеко не на все вопросы. Но лучше выстроить систему экономических отношений таким образом, чтобы от сотрудничества выгоду имели все. Благо для этого существует масса предпосылок.

Уж в чем, в чем можно упрекнуть автора этих строк, но только не в симпатии к лидеру Белоруссии Александру Лукашенко. В отличие от населения соседней республики его фигура вызывает у меня достаточно противоречивые чувства.

С одной стороны, действительно присутствует забота о населении (чему российские власти, похоже, пора учить заново). Чего стоит хотя бы тот факт, что в Белоруссии нет настолько кричащего разрыва между богатыми и бедными, как в России. Здесь один из самых низких в мире уровень имущественного расслоения. Доходы 10% самых богатых превышают доходы 10% самых бедных всего в 4 раза. В России же этот показатель, даже по официальным данным, уже превысил 15. А, по оценкам независимых экспертов, колеблется — в зависимости от регионов — от 20 до 40.

С другой — постоянный эпатаж, видение врагов в соседях, неприемлемые условия, выставляемые всякий раз, как разговор о действительном создании Союзного государства выходит на, казалось бы, финишную прямую.

Так, может, пока и не стоит идти по тернистому пути переговоров по главному вопросу, а сосредоточиться на других аспектах сотрудничества? Которые объединят наши страны в не меньшей, а то и в большей степени.

Симпатий к белорусскому господину президенту не добавляют и “нефтегазовые войны”, которые с завидной периодичностью происходят накануне нового года. Причем, как ни удивительно, нашим соседям — что Украине, что той же Белоруссии — с завидным постоянством удается выставить нас дураками в глазах остального мира. Хотя с нашей стороны границы ситуация видится иначе.

Слава богу, в этом году мы, похоже, сможем избежать традиционного наступания на грабли. Цены вроде бы уже обозначены как на сами углеводороды, так и на их транзит в Европу. Правда, Лукашенко опять поднимает вопрос о строительстве второй ветки трубопровода через его страну, в чем не находит понимания у российского руководства. Но тут уж, что называется, его дело предложить, наше дело — принять или отказаться.

Главное, что сейчас, пока между нами опять ничего не обострилось, существует еще больше предпосылок для того, чтобы не просто повысить взаимный торговый оборот или скооперироваться на местечковом, пусть и достаточно высоком, уровне (как это, например, показано в трилогии “Любить по-русски” Евгения Матвеева). А вернуться к той кооперации, которая отличала республики СССР.

Скованные одной цепью, но такие разные...

Расхожее мнение, что объединение наших республик ляжет тяжким бременем на Россию, мало что имеет в своем обосновании, кроме идеологического посыла. И тем более необоснован взгляд на братский соседний народ как на каких-то недоразвитых партнеров, которых Россия кормила до недавних пор. Белоруссия не просто равноправный партнер, а гораздо более перспективная республика, чем наша Россия, если прикинуть хотя бы на десятилетие. При ныне существующих темпах развития Белоруссия через несколько лет если и не обгонит, то уж точно догонит Россию по ВВП на душу населения.

Сравним простые цифры: в России ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составил 12 100 долларов. В Белоруссии, казалось бы, несравнимо ниже — 7800. Но российский показатель формируется в основном за счет добычи углеводородов. А если посмотреть на темпы экономического развития, то россиянам впору перебираться в Минск или окрестности, чтобы хотя бы их дети жили лучше. И дело даже не в том, что соседский ВВП в 2006 году вырос на 8,3%, а российский — на 6,6%, а в качестве роста. Если наше промышленное производство превысило уровень 2005-го в прошлом году всего лишь на 4,8% (и это включая добычу нефти, газа, руды, угля и прочих сырьевых ресурсов), то Минск может похвастать промышленным ростом за тот же период в 15,6%. При этом, как все знают, месторождений ни “черного”, ни “голубого золота” в республике нет.

А что есть? Есть машиностроение. Белоруссия выпускает сейчас каждый десятый трактор в мире и каждый третий большегрузный самосвал на планете. И продает их не только в Россию, но и еще в 70 с лишним стран.

Кстати, за последние три года Минский тракторный удвоил производство, и в прошлом году с заводского конвейера сошло уже 50 тысяч машин с логотипом “Беларус”. Причем это вполне высокотехнологичные и высокопроизводительные современные машины, а не разработки, доставшиеся соседям в наследство от СССР.

Есть и белорусские суперкомпьютеры “СКИФ”, которые вошли в первую сотню самых мощных в мире. Кстати, пока в России который год идет обсуждение идеи создания собственной “Силиконовой долины”, минские власти подобную задумку давно уже реализовали.

Есть еще и белорусско-японское СП “Лотис Тии”, которое производит современные и перспективные лазерные системы, которые затем реализуются более чем в 30 странах мира.

А еще — металлургические заводы, осваивающие новые технологии, в частности производство бесшовных труб, столь необходимых нашим нефте- и газодобытчикам.

Кстати, наиболее предусмотрительные российские компании уже вполне оценили выгоды от сотрудничества с соседями и также пошли по пути создания совместных предприятий. Так, например, в Могилеве в 2005 году было образовано белорусско-российское ЗАО “Могилевский вагоностроительный завод”, в котором 60% акций владеет БелАЗ, а 40% акций приходится на долю УБТ “Уралвагонзавод”. Можно сказать, что уральцы осуществили очень перспективные инвестиции, если учесть, что в странах СНГ ежегодная потребность обновления вагонного парка составляет не менее 20 тысяч вагонов, а только в России в ближайшие три года потребуется от 40 до 60 тысяч новых вагонов для решения тех же задач.

Между тем даже при нынешних не самых простых отношениях Москвы и Минска оба пока еще отдельных суверенных государства могут извлекать прибыль из своего сотрудничества, если будут более активно кооперироваться не просто между собой, а выйдут с едиными обобщенными предложениями для совместной деятельности на внешних рынках. И выберут для этого самое перспективное направление — военно-техническое сотрудничество.

...И перспективные

ВПК СССР был столь же географически разбросан, как и остальная промышленность. Мы сейчас обсуждаем проблемы выживания и существования военной промышленности в Украине, подсчитываем, кто и сколько теряет из-за того, что южные соседи повернулись и пока еще недружными рядами стремятся в НАТО. А под боком у нас — братское государство, сотрудничество с которым в этой области может быть не менее плодотворным.

Россия, как отмечают почти все эксперты в области рынка вооружений, уже в этом году может выйти на первое место по продаже военного имущества, оружия и снаряжения. Но белорусы могли бы существенно, и к взаимной прибыли, облегчить эту задачу.

Причем белорусы и здесь могут выступать не в амплуа так называемых младших братьев,  а в ранге полноценных и равноправных партнеров. После распада СССР России досталась львиная часть системы ВПК.

67% предприятий (72% численности работников) и 73% научных организаций (84% сотрудников НИИ и КБ).

Сколько из них осталось в отрасли до сегодняшнего дня — это, наверное, одна из главных наших военных тайн. Белорусы доставшийся им потенциал сумели сохранить.

Право на это они доказали как сотрудничеством с российским оборонно-промышленным комплексом, так и своими собственными оригинальными разработками. И это можно проиллюстрировать примерами самых конкурентоспособных изделий. Например, на плавающий танк ПТ-76, модернизацией которого сейчас занимается московская компания “Специальное машиностроение и металлургия”, именно белорусы поставляют комбинированный прицел “Лига-С”.

А среди военных специалистов самые высокие отзывы получил беспилотный дистанционно управляемый летательный аппарат “Мошкарец”, который сейчас существует уже в двух модификациях — как автономный фоторазведчик и как телевизионный разведчик. В последних разработках, кстати, были использованы и хайтековские наработки белорусских ученых. Стоит, наверное, упомянуть и тот факт, что уникальное шасси для стратегических комплексов “Тополь” также имеет белорусское свидетельство о рождении.

Система шасси вообще очень сильная сторона братьев-соседей. Восемь лет назад армия Эмиратов объявила тендер на создание тягачей-танковозов, способных в условиях пустыни перевозить бронетехнику общим весом до ста тридцати тонн. Кто только не пытался победить в споре за выгодный заказ, даже самые именитые фирмы, производящие тяжеловозы, пытались выйти со своими разработками. А победу одержали белорусские инженеры, которым удалось реализовать самые жесткие требования заказчиков.

Победа была абсолютной. На сегодняшний день армия ОАЭ закупила двадцать один трехзвенный тягач, который может перевозить по бездорожью и зыбким пескам сразу два танка весом до шестидесяти тонн каждый или три БМП-3. До сих пор ни один из иностранных конкурентов не смог воплотить в металле ничего подобного.

Как это ни странно выглядит на первый взгляд, но Россия и Белоруссия на международном рынке вооружений часто выступают взаимодополняющими друг друга партнерами. К примеру, Россия предлагает поставлять по экспортным контрактам, наверное, самый лучший по своим тактико-техническим данным танк
“Т-90”. К одной из наиболее сильных сторон этих машин относится, в частности, компьютеризированная система управления огнем. А “электронные мозги” этого лучшего в мире танка разработаны и производятся в Белоруссии.

Впрочем, взаимодополняемость военно-промышленных комплексов наших государств только вышеприведенными примерами не ограничивается. Россия готова поставлять лучшие в мире противовоздушные комплексы С-300 (а в производстве уже есть и С-400) и истребители, выполняющие, в частности, функции перехватчиков ПВО. А белорусы, мало того что обладают уникальными знаниями и технологиями по расчету и производству шасси, готовы представить заказчику уникальный программный продукт — систему расчета зоны прикрытия средствами ПВО. Которая позволяет рассчитать и расположить наиболее оптимальным образом вокруг охраняемого объекта всю систему средств ПВО: радарные комплексы, ракетные системы, зенитную артиллерию и авиацию.

На прошедшей в этом году международной выставке вооружений “АЙДЕКС-2007” белорусы порадовали потенциальных покупателей еще несколькими высокотехнологичными разработками. Экспозиция белорусского “Техсоюзпроекта” влекла к себе потенциальных покупателей, как мед мух. Причем весьма простые датчики для систем ориентации и навигации привлекали богатых покупателей расчетом на потребителей, вполне удовлетворенных средним классом точности, но для которых важны такие показатели, как малые габариты, низкое энергопотребление, низкая стоимость и в то же время достаточно высокая надежность.

К тому же надо отметить, что сейчас на какой-либо сектор рынка, тем более на тот, от которого зависит обороноспособность, а значит, и существование любого государства, никто никого просто так не пускает. И те же США не на шутку встревожены растущей конкуренцией со стороны России и готовы на очень многое, чтобы вернуть “на место” потеснивших их русских оружейников. Если уж они “воюют” здесь даже со своими союзниками по НАТО. Поскольку речь идет не только о деньгах, но и о геополитическом влиянии в том или ином регионе планеты. А потому чем больше будет консолидированных конкурентов на этом рынке у США, тем большего успеха они смогут добиться.

Все это лишний раз подчеркивает: интеграция в оборонно-промышленном комплексе Союзного государства отвечает нашим общим интересам. И самое главное — для этого не надо предпринимать никаких героических сверхусилий. Экономика что России, что Белоруссии долгое время развивалась в одном режиме. У нас одна научная школа, одни технологии и промышленные наработки, заточенные друг под друга. И потому мы обречены в лучшем смысле этого слова выступать единым фронтом заказчика-подрядчика, гарантируя комплексный и системный подход в обеспечении самого дорогого, что есть у каждого суверенного государства, идет ли речь об Африке, Латинской Америке или азиатском континенте, — безопасности. А если мы этого не сделаем, то нас тогда уже не спасет никакое объединение в Союзное государство, кто бы там ни стал во главе этого образования.

* * *

Можно до хрипоты спорить о том, кто был прав, а кто нет в зимнем нефтяном споре России и Белоруссии. Можно припоминать друг другу десятки, если не сотни обид, нанесенных в силу то ли неразумности, то ли политических интриг на протяжении последних лет. И даже выяснить истину, правда, с весьма малой степенью вероятности, потому что у каждого своя правда.

Но, что самое главное, победитель в споре все равно останется проигравшим. Хотя бы по той простой причине, что вместо взаимовыгодного сотрудничества, приносящего реальные дивиденды, он сможет довольствоваться лишь чувством морального удовлетворения.

Лучше все же помочь друг другу материально. Тогда необходимость доказывать собственную моральную правоту отпадет за ненадобностью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру