Ядерное самодержавие

Пакистанский президент ввел диктатуру

Сесть на три года в тюрьму и заплатить штраф в $70 тыс. может любой пакистанец, решивший публично покритиковать действия своего президента Первеза Мушаррафа. В стране, являющейся союзником №1 Соединенных Штатов в Южной Азии, введено чрезвычайное положение.

Объяснение причин, которые сподвигли его на такой шаг, генерал Мушарраф начал с того, что Пакистану угрожают деятельность экстремистов и теракты. Такое впечатление, что адресатом этих слов стал не пакистанский народ, а союзники в Вашингтоне. Неудивительно: с 2001 года, когда Исламабад стал партнером США в “войне с терроризмом”, Пакистан получил от Америки около $11 млрд.

США в этой ситуации оказываются в щекотливом положении. С одной стороны, не осудить откровенно антидемократические действия Мушаррафа “цитадель мировой демократии” не может. И Кондолиза Райс уже заявила, что Америка должна пересмотреть порядок предоставления финансовой помощи Пакистану. С другой стороны, это вовсе не значит, что конкретные и безотлагательные меры будут приняты. Потому что это будет означать в перспективе потерю ближайшего союзника в регионе. Не случайно пресс-секретарь Пентагона Джефф Морелл заявил, что решение генерала Мушаррафа о введении в Пакистане чрезвычайного положения не повлияет на поддержку этой страны со стороны США. Так что Вашингтону, похоже, придется проявлять чудеса гибкости, чтобы и демократию соблюсти, и союзника вконец не разобидеть.

А союзник под дудку борьбы с терроризмом — Мушарраф, кстати, отнюдь не преувеличивает масштабы террористической опасности, вспомним покушение на экс-премьера Бхутто, — приостановил деятельность конституции, наложил ограничения на деятельность СМИ, арестовал сотни оппозиционеров, уволил председателя Верховного суда. Последнее особенно символично: верховный суд должен был вынести вердикт о том, имел ли право генерал Мушарраф переизбираться на пост президента, оставаясь во главе армии. Все шло к тому, что суд, возглавляемый давним противником президента, должен был дать отрицательный ответ. Так что большая доля правоты есть и у тех, кто объясняет введение ЧП банальным проявлением борьбы за власть. Тем более что слухи о введении чрезвычайного положения ходили давно.

Торопиться с осуждением действий Мушаррафа не стоит. Спору нет: чрезвычайное положение — дело действительно из ряда вон выходящее. Но ситуация в стране, сотрясаемой политической нестабильностью, дошла до того градуса, когда что-то надо предпринимать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру