Не в бровь, а в вену!

Корреспондент “МК” попытался сдать тест на наркозависимость

Наркомания в московских альма-матер, к сожалению, далеко не редкость. Пару лет назад министр образования Андрей Фурсенко предложил выслеживать в студенческих рядах скрытых наркоманов.

Инициативу подхватила и Госдума, которая выступила за введение тестов на наркотики среди абитуриентов и студентов. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков тоже в стороне не осталась — именно оттуда на страницы СМИ с завидной регулярностью попадают пугающие сообщения о том, что в вузах вот-вот введут обязательное тестирование студентов и абитуриентов на употребление наркотиков. Но пока что студентов только активно призывают сдавать подобные анализы добровольно.

“МК” решил не разочаровывать чиновников в их идейном порыве и отправил своего корреспондента — студентку одного из московских вузов — сдать тест на наркозависимость.

“Уж где-где, а в главном антинаркотическом ведомстве города мне должны все объяснить”, — думала я, набирая телефонный номер “горячей линии” ФСКН по Москве.

— Я хотела бы сделать экспертизу на наличие наркотика в крови.  Может, есть места, где специально проверяют студентов?

Трубка зависла паузой.

— Алле, вы меня слышите?

— Да… слышим… Это ваша собственная инициатива? — уточнил приятный мужской голос. — Вы первый человек, который обращается к нам с таким вопросом...

Выяснилось, что сделать подобную экспертизу можно в 17-й городской наркологической больнице. По словам дежурного “горячей линии”, для жителей Москвы экспертиза бесплатна.

Однако в “наркологичке” сказали, что такой анализ обойдется в… 2920 рублей. Можете представить себе студента, который готов отдать стипендию за несколько месяцев, чтобы доказать самому себе, что наркотиками он не балуется?

— Правда платная? Значит, бесплатно сейчас экспертизу не делают! — разочарованно протянул дежурный по ФКСН, когда я позвонила туда снова.

В Департаменте здравоохранения меня послали в ту же 17-ю больницу. А вот в Департаменте семейной и молодежной политики посоветовали обратиться в районный наркодиспансер.

Таким образом, круг поиска сузился до соседней с моим домом улицы, где находится 11-й наркодиспансер.

— Никаких экспертиз не делаем! — категорично заявила женщина в регистратуре, — у нас вы можете пройти освидетельствование у нарколога и получить справку о том, что на учете не состоите.

“Почему бы и нет?” — подумала я и направилась к дежурному врачу.

Доктор взял мой паспорт и скомандовал: покажите руки.

— А что это за шрамы у вас на руках?

— Это кот поцарапал.

— Ну кот так кот, — без энтузиазма протянул врач. — Посмотрите-ка сюда, — эскулап поводил у меня перед глазами шариковой ручкой.

Через две минуты мне выписали справку с формулировкой: “признаки наркологического заболевания отсутствуют”.

— А студенты к вам вообще часто приходят за такими справками? — полюбопытствовала я у врача.

— По доброй воле такими вещами никто не интересуется.

* * *

В общем, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда. Возникает вопрос: а нужно ли вообще это массовое тестирование? Упирать на сознательность студентов бессмысленно — очевидно, что наркоманы “сдаваться” врачам не пойдут, а остальным это попросту не нужно. Ведь даже если у кого и есть добровольное желание сделать экспертизу на наличие наркотика, то его, как показывает практика, недостаточно.

— Говоря о возможности введения массового тестирования в вузах, мы должны учитывать самое важное, а именно: поможет ли это решить проблему наркомании? Я думаю, нет, — уверен врач-нарколог, член Общественной палаты РФ Олег Зыков. — Тем более что реальную картину распространения наркомании такие тестирования вряд ли покажут. Кроме этого, такая экспертиза выявляет наличие наркотика в крови человека только на момент сдачи анализа, что совсем не означает, что студент — наркоман.

Между тем органы наркоконтроля все же надеются путем “отлова” студентов-наркоманов восстановить всю наркоцепочку, действующую в вузах. Позицию наркополицейских “МК” прокомментировала и.о. начальника отдела информации и общественных связей Управления ФСКН по Москве Анна Смирнова:

— Наркостатистика в московских вузах действительно удручающая: только за прошедший период этого года по подозрению в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, задержано 122 учащихся учебных заведений. Среди них — 81 студент.  Добровольные тестирования студентов помогут выйти на след наркоторговцев, — уверена чиновница.

Что говорят в вузах?

В Московской сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева вопросом тестирования заинтересовалась студентка 4-го курса, член студенческого профкома Любовь Клейменова.

— Пока никаких экспертиз в нашем вузе не проводилось. Конечно, дело это полезное, хотя, если бы меня попросили срочно предоставить стаканчик со своей мочой, я бы несколько смутилась. Все-таки это неприятно, — поделилась своими соображениями Любовь.

В Московской государственной юридической академии к экспертизе тоже относятся неоднозначно.

— С одной стороны, речь идет о здоровье студентов, что, безусловно, важно. С другой стороны, это затрагивает вопрос прав человека. Все зависит от того, в какой форме будет проводиться экспертиза, — говорит проректор академии Елена Грачева.

— Это действительно важно — найти студентов, которым нужна помощь. Но результаты экспертизы ни в коей мере не должны стать поводом к карательным мерам, — считает проректор по воспитательной работе Московского медицинского стоматологического института Казбек Дзугаев.

А в “Бауманке” наркотест проходит каждый студент, подавший заявление на военный факультет.

— У нас свой медицинский комплекс, своя лаборатория. От тестирования абитуриенты военного факультета пока не отказывались, — пояснил пресс-секретарь МГТУ им. Баумана Андрей Волохов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру