Вокзал на троих

На транспортные объекты пригласили торгово-развлекательные и офисные центры

26 ноября 2007 в 18:26, просмотров: 401

Реорганизация территорий Московской железной дороги не ограничится застройкой грузовых дворов. В перспективе под реконструкцию попадут все столичные вокзалы и прилегающие к ним участки. С учетом западного опыта РЖД хочет превратить их в многофункциональные комплексы или культурно-деловые центры.

Несмотря на благородное происхождение (их строили признанные мастера архитектуры) и престижное месторасположение, все 9 столичных вокзалов отличаются дурной славой. Никому из москвичей даже в голову не придет прийти сюда, чтобы выпить чашку чая или купить наряд к Новому году. Между тем на Западе вокзалы, хотя окончательно не расстались с репутацией злачного местечка, благодаря изменившемуся внешнему виду и новым функциям смогли стать очень важной частью городской среды.

Основоположниками трансформации вокзального пространства в Европе считаются немцы, которые, в свою очередь, переняли полезный опыт у японцев. Полем для экспериментов стала воссоединившаяся с ФРГ ГДР. После комплексной реконструкции Центральный железнодорожный вокзал Promenade Hauptbahnhof в Лейпциге был превращен в большой торговый центр. Позже аналогичной процедуре стали подвергаться железнодорожные вокзалы и станции в других городах Германии — Ганновере, Кельне, Гамбурге, Потсдаме и т.д. Потом пришла очередь швейцарских Цюриха и Люцерна, а также вокзалов Франции, Голландии, Австрии, Венгрии и Чехии и др. стран Европы. Эти здания, сохраняя функции транспортных объектов, постепенно обрастали новыми. Наряду с торговыми галереями в них появлялись фуд-корты, медицинские центры, туристические агентства, кинотеатры и боулинги.

Нижний ярус современного вокзала, как правило, представляет собой мощный транспортный узел, позволяющий сменить вид транспорта и направление движения. На верхнем обычно располагаются зимние сады, одновременно служащие залами ожиданий, и кафе с обзорными площадками. Ставка делается не только на пассажиров транспортных сетей, но и горожан, работающих неподалеку. В большинстве европейских стран магазины обязаны закрываться в строго определенное время, за исключением тех, которые обслуживают пассажиров. Таким образом, вокзальное местоположение позволяет торговым предприятиям работать позже разрешенного времени. А с середины субботы до утра понедельника вокзал — чуть ли не единственное место, где можно купить продукты и подстричься. Ведь во многих европейских странах продовольственные магазины и универмаги в уик-энд не работают.

Пример западных коллег вдохновляет представителей РЖД. По их мнению, удачное сочетание концепции “транспортный узел-торговля-сервис” может, во-первых, увеличить доходность вокзального комплекса, а во-вторых, поднять его статус в глазах москвичей. При этом соседняя застройка должна соответствовать новой концепции использования вокзала. Для этих целей послужит программа реновации грузовых дворов, которую РЖД намерена осуществить совместно с правительством Москвы и крупными застройщиками.

Первой на очереди стоит территория Рижского грузового двора, где предполагается построить порядка 750 тыс. кв. м площадей различного назначения. Выбор не случаен, поскольку сам Рижский вокзал практически утратил функции транспортного объекта. Те несколько поездов, которые сюда приходят, могут быть запросто переброшены на другое направление, а здание преобразовано в культурно-деловой комплекс. Подобно музею д’Орсе в Париже здесь, помимо музея железнодорожного транспорта, может быть открыта галерея современного искусства и офисные помещения.

Другие московские вокзалы закрывать для поездов пока нецелесообразно, а значит, транспортную функцию в процессе реконструкции придется интегрировать в офисную и торговую. Такой проект разработан, в частности, в отношении Курского вокзала, нынешнее здание которого будет включено в состав нового торгово-делового центра, запланированного к строительству над железнодорожными путями. Общая площадь проектируемого комплекса составит 790 тыс. кв. метров, в том числе площадь вокзала возрастет с 31 до 60 тыс. кв. метров, торговые площади будут занимать 160 тыс. кв. метров, паркинги на 30 тыс. машин — 120 тыс. кв. метров, остальные 450 тыс. кв. метров — офисные и развлекательные помещения.

По-другому пути будет развиваться будущее Киевского, Павелецкого, Белорусского и Савеловского вокзалов. Прилегающие к ним территории уже вовсю осваиваются девелоперами. В частности, у Киевского вокзала в прошлом году открылся торговый центр “Европейский” общей площадью 180 тыс. кв. м. Под площадью у Павелецкого вокзала строится крупный объект ритейла площадью 130 тыс. кв. м, который покажется над поверхностью двумя 2—3-этажными корпусами. Рядом, на месте фурнитурной фабрики, возводится многофункциональный комплекс с гостиницей. На площади перед Белорусским вокзалом также кипит работа: там будет построен пятиуровневый ТРЦ с транспортными развязками.

Примечательно, что после сдачи в эксплуатацию у Курского вокзала торгового центра “Атриум” его собственники были категорически против, чтобы их новостройка каким-то образом ассоциировался с вокзалом. Они даже отказались напрямую соединить два объекта, расположенные напротив: чтобы попасть в ТРЦ, необходимо пройти по наземному пешеходному переходу через улицу. Подобный снобизм был продиктован желанием оградить покупателей комплекса от разношерстной вокзальной публики. У девелоперов площади Тверской Заставы логика совсем другая. Связь между Белорусским вокзалом и подземным комплексом была предусмотрена еще на стадии проекта. “Мы намеренно сделали это, чтобы не ограничивать поток потенциальных покупателей”, — говорят представители компании. По их словам, они ничего не имеют против того, чтобы в перспективе заняться самим зданием вокзала, интегрировав его в новую застройку как самой площади, так и окружающего квартала, где также намечается масштабная реконструкция.

Эксперты не сомневаются, что современные объекты, строящиеся вблизи столичных вокзалов, станут стимулом для их модернизации. “Атриум” давно уже пора связать с Курским вокзалом, а “Европейский” — с Киевским. Нелогично, что из метро есть прямой выход в торговые центры, а из вокзала нет. Ведь это звенья единой московской транспортной системы”, — говорят они. Что касается вокзалов, расположенных на Комсомольской площади, их будущее зависит в том числе от планов по строительству нового железнодорожного объекта, который будет обслуживать пассажиров сверхскоростной магистрали Москва—Санкт-Петербург. В РЖД пока не определились — будет это новый полноценный вокзал или можно обойтись спецтерминалом.





Партнеры