Мэрия Москвы углубилась в гаражный вопрос

Город профинансирует строительство 4899 машино-мест

26 ноября 2007 в 18:23, просмотров: 1449

Вчера в Экспоцентре на Краснопресненской набережной открылась первая Международная гаражная выставка, на которой будут подведены итоги реализации городской трехлетней программы по строительству гаражей и стоянок. Чиновники отмечают, что по сравнению с 2006 годом прирост автотранспорта в Москве снизился с 7% до 4%. При сохранении этой тенденции и увеличении темпов гаражного строительства у горадминистрации появится шанс к 2015—2020 гг. обеспечить местами для хранения 70% автомобилей. Теперь власти думают над тем, как сделать новые объекты доступными для основной массы автомобилистов.

По словам заместителя руководителя Департамента градостроительной политики Константина Королевского, в 2005—2007 годах строительство гаражей стало одним из приоритетных направлений градостроительной политики города. “Если в 2002—2004 годах в Москве строилось по 70—80 тыс. машино-мест ежегодно, то в этом году мы должны выйти на уровень более 126 тыс.”, — говорит чиновник. Вместе с тем, по его мнению, причин для победных заявлений пока нет: ведь только сейчас прирост автотранспорта стал уступать темпам гаражного и дорожного строительства.

Чтобы убедиться в справедливости слов Королевского, достаточно выйти на улицу. Хотя машино-мест, согласно отчетам, строится все больше, заметного улучшения пока нет. Подавляющее большинство машин по-прежнему паркуется на обочинах, во дворах и на детских площадках. Причина не только в лени водителей, но и отсутствии общедоступных паркингов. Подавляющее большинство машиномест в настоящее время строится для жителей конкретных микрорайонов, как правило, расположенных на периферии города, а также для сотрудников офисов и посетителей торгово-развлекательных центров. Остальные направления гаражной программы реализуются с заметным отставанием от графика. В частности, в Москве по-прежнему действует только одна перехватывающая парковка под площадью Гагарина. Документация по остальным 8 объектам (рядом со станциями метро “Теплый Стан”, “Ясенево”, “Петровско-Разумовская”, “Домодедовская”, “Водный стадион”, “Ботанический сад”, “Полежаевская” и “Печатники”) общей вместимостью 4178 машиномест все еще находится на согласовании в городских структурах. Источники в горадминистрации рассказали “ЭВ”, что инвесторы пока не проявляют большого интереса к подобным проектам, поскольку невозможно просчитать их рентабельность. Ведь почти повсеместно в Москве можно парковаться абсолютно бесплатно. “Были случаи, когда застройщики строили паркинг под временное размещение автотранспорта, а по окончании проекта распродавали машино-места жителям близлежащих домов и компаниям”, — говорят собеседники газеты в мэрии. Помешать этому власти не в состоянии: по закону, оформив объект в собственность, инвестор может распоряжаться им по своему усмотрению. “При подготовке таких проектов необходимо учитывать сроки их окупаемости, а наиболее значимые для города объекты строить за счет бюджета”, — говорит Константин Королевский.

Исследование, проведенное компанией “Рустэк”, участвующей в реализации гаражной программы правительства Москвы, показало, что “перехватывающие” парковки станут пользоваться популярностью у водителей, если те будут уверены в полной сохранности своего автомобиля, а также смогут без проблем добраться до места назначения на другом транспорте. “Для этого необходимо создавать систему челночных маршрутов, специальных “шаттлов”, курсирующих между центром и периферией”, — говорит представитель “Рустэка” Владимир Шапошников. Еще одним существенным стимулом для автомобилистов станет введение повышенной платы за парковку в центре города. Если на Манхэттене стоимость часовой парковки доходит до $200, то у нас на Тверской можно официально встать за 14 рублей.

По мнению Константина Королевского, в 2005—2007 годах по гаражной программе был сделан хороший “бумажный” задел. Вся граддокументация по крупным общегородским паркингам готова, осталось собрать последние согласования и приступать к строительству. Помимо перехватывающих стоянок у метро горадминистрация планирует построить 7 подобных объектов у железнодорожных станций (на МКЖД рядом с платформами Рязанская, Севастопольская, Потылиха, Новопесчаная, Волоколамская и Коптево, а также в районе платформы Косино Казанского направления), 9 в подэстакадных пространствах Третьего транспортного кольца, а также более 20 подземных паркингов в ЦАО — под центральными площадями, а также отдельными участками улично-дорожной сети, включая Бульварное и Садовое кольцо.

Наиболее интересным проектом эксперты называют планы по строительству четырех многоуровневых стоянок на Тверской улице — от Манежной площади до Триумфальной. В результате его реализации число парковочных мест в ЦАО увеличится почти на 2 тыс.

На периферии города властям в первую очередь предстоит решить вопрос востребованности будущих паркингов. “Гаражи, расположенные в домах-новостройках, хорошо раскупаются только в элитном секторе. Однако город сегодня жестко требует выполнения новых нормативов по обеспеченности машино-местами всех новостроек”, — говорит Королевский. Даже в муниципальных домах на одну квартиру должно строиться не менее 1,1 машино-места, а в бизнес-классе — 1,7—2. Подземные паркинги в районах массовой жилой застройки погоду не улучшают. Они слишком дороги, при этом жильцов нельзя обязать вместе с квартирой приобретать машино-место. По данным исследования гаражного рынка, проведенного аналитическим центром Irn.ru, внутри Третьего транспортного кольца средняя стоимость места в подземном паркинге составляет $107 тыс., за пределами ТТК — $56 тыс. В отдельно стоящих гаражных комплексах, расположенных между МКАДом и ТТК, место можно приобрести в среднем за $32 тыс.

В 2004 году власти решили привлечь москвичей к участию в программе “Народный гараж”, обещая им комфортабельную парковку по 3—4 тысячи долларов. Однако очень скоро выяснилось, что это утопия, и реальная стоимость “народных” гаражей практически ничем не отличается от коммерческих. “Беда в том, что ставка была сделана на объекты капитального строительства, которые даже инвестору осилить непросто”, — указывают источники “ЭВ” в горадминистрации.

В перспективе вектор гаражного строительства в спальных районах изменится. Паркинги будут строить преимущественно из быстровозводимых конструкций модульного типа, позволяющих минимизировать себестоимость машино-мест. Специалисты подчеркивают, что эти конструкции можно использовать не только при реализации программы “Народный гараж”, но и в ходе комплексной реконструкции кварталов (какой именно тип гаража строить, решают местные власти совместно с инвестором). Например, в ходе реконструкции квартала “Волхонка-ЗИЛ” (ЮАО) девелопер построит в общей сложности 2076 машиномест, город — еще 400. С учетом того, что в очереди на реконструкцию стоят 200 городских кварталов и каждый проект включает значительную гаражную составляющую, объемы строительства паркингов в жилых массивах в перспективе вырастут в разы. “А применение новых проектных решений позволит сделать их доступными для массовой категории автовладельцев”, — обещает Константин Королевский.

Город, по его словам, своих позиций на гаражном рынке сдавать не собирается. Бюджетные средства будут направлены в том числе и на строительство гаражей при муниципальном жилье. Уже решен вопрос по финансированию 20 объектов общей вместимостью 4899 машино-мест.

В районах, комплексная реконструкция которых не планируется, Департамент градостроительной политики разработает специальные схемы размещения гаражных объектов. Специалисты уже приготовили свои предложения для Ясенева, где за счет нового строительства многоэтажных паркингов на месте существующих плоскостных автостоянок и упорядочения системы хранения автотранспорта во  дворах высвободится 38 га земли, а обеспеченность жителей машино-местами вырастет до 100%. По предварительным данным, аналогичную работу необходимо провести в 60 столичных районах из 125. “При строительстве новых парковок необходимо принимать во внимание не только особенности существующей застройки и нынешнюю транспортную ситуацию, но также перспективы развития района и его дорожно-уличной сети, учитывать психологию и социальный статус жителей”, — резюмирует Шапошников.

В целом в 2008 — 2010 гг. в Москве предстоит построить 395 тыс. машино-мест.




Партнеры