К борщу готов!

Где в армии можно получить гражданский диплом?

Наравне с камуфляжными штанами и бушлатом в обмундирование этих военных входят поварской колпак, белоснежный накрахмаленный фартук и вафельное полотенце. А на вооружении вместе с автоматом Калашникова — именная ложка-поварешка: чтобы прямо на боевом посту снимать пенки с борща по-курсантски. Теперь срочники могут не только научиться отчеканивать шаг левой-правой, но и получить специальность. Уже год в рамках нацпроекта “Образование” в одной из частей Подмосковья рядовые выходят со службы дипломированными поварами.

— Старший наряда консервирования рядовой Щедрин! — встречает нас докладом в одной из лабораторий 190-й школы военных поваров безусый молодец в поварском колпаке и белоснежном фартуке. Свободной рукой он старательно утрамбовывает перец в кристальной чистоты трехлитровую банку. Под ногами выстроился целый батальон трех- и двухлитровых емкостей; на разделочном столе ждет своей участи гора препарированного перца — в авральном порядке бригада ребят из 190-й военной школы поваров делают заготовки на зиму.

— По плану заготовок нужно до конца недели закрыть 300 банок консервированного перца, — докладывает “старший по маринадам”. — А на следующей неделе баклажаны пойдут!

Под началом старшего консерватора трудится трио курсантов. Еще бы, уже к концу месяца на складе должна выстроиться батарея солений и маринадов — все заквашено по особому, военному рецепту.

— На два килограмма перца — литр воды, по стакану растительного масла-сахара-уксуса и столовую ложку соли, — отчеканивает выученный наизусть армейский рецепт маринада рядовой. — Потом банки нужно обдать паром — чтобы не взорвались, положить содержимое, закрыть и перевернуть, — как заправская хозяйка, продолжает объяснять технологию консервации рядовой.

До того как попасть в военную школу поваров, консервированные перцы Алексей Щедрин видел только на тарелке. Теперь же в профессионализме мечтает посоперничать с мамой — бывалым консерватором.

— Как только пойду в увольнительную, закрою по нашему фирменному рецепту несколько банок. Пусть родичи оценят, у кого вкуснее! — бравадится консерватор в погонах.

* * *


Сейчас в 190-й школе военных поваров кашеварят 350 вояк гастрономического фронта. 60 из них уйдут из казармы не только с военными билетами на руках, но и с дипломами поваров. Это стало возможным благодаря одному из направлений нацпроекта “Образование” — образование для военнослужащих срочной службы.

— Эксперимент проводится с июля 2006 года, — объясняет командир 190-й школы военных поваров Олег Картавенко. — Рядовые, имеющие полное среднее образование (т.е. после 11-го класса. — “МК”), по окончании нашей учебной части могут получить диплом по специальности “повар”. Сначала ребята учатся у нас всем кулинарным премудростям, потом, сдав экзамен, распределяются по военным частям, где проходят практику и пишут дипломную работу. А уже спустя год приглашаются обратно в часть на защиту диплома.

Всего в прошлом году по программе нацпроекта “Образование” получили гражданский диплом поваров три десятка кашеваров в погонах. В этом году дипломированных поваров ожидается вдвое больше — всего 60 одиннадцатиклассников попали в часть. Некоторые из них уже твердо решили после “срочки” перейти служить на гастрономический фронт — пополнять желудки россиян вкусной и здоровой пищей.

Официально военная школа не может выдавать дипломы гособразца, поэтому на экзамен приглашаются педагоги из соседнего кулинарного училища.

— Раньше у нас была военная специализация — опора делалась на полевую кухню и армейский паек, — объясняет командир военной школы. Но сейчас, в связи с проведением эксперимента, наши выпускники должны ориентироваться и в гражданском меню. В прошлом году полностью изменили реестр предметов, закупили учебники.

* * *

После строевой подготовки — кулинария и обработка продуктов. Бойцы гастрономического фронта выстраиваются перед лабораторией практического приготовления пищи. Прежде чем взять в оборот кастрюли и поварешки, ребята забегают в гардероб — поменять зеленые бушлаты на поварской костюм: куртку, брюки, фартук, колпак и полотенце. В списке обязательной экипировки бойцов-кулинаров — собственная ложка, чтобы снимать пробу своим инструментом.

— По плану сегодняшнего занятия — комплексный обед из трех блюд: рассольник, жаркое по-домашнему и компот из сухофруктов, — рапортует командир взвода и преподаватель по совместительству Владимир Михеев.

Претенденты на поварской диплом разделяются на бригады по шесть человек и обступают разделочные столы и электроплиты. После ознакомления с рецептом — самостоятельная работа.

Оборудованию лаборатории позавидует самая требовательная хозяйка: чтобы ребятам не приходилось вручную чистить по несколько десятков килограммов картофеля, в углу ждет команды картофелечистка. Рыбу тоже не чистят вручную — для этой процедуры есть электрическая рыбочистка. Колода для рубки мяса, ванна для оттаивания мяса, секач для рубки костей — в этих приборах военные разбираются не хуже, чем в деталях АКМ. В обиходе военных поваров больше ста пятидесяти блюд: эскалоп с гарниром, яйцо, запеченное на крутоне, ромштекс, биточки по-казацки — только от одного перечисления блюд текут слюнки. Одних только рецептов салатов военный повар должен вызубрить не меньше пятидесяти.

— Куда ты сразу огурцы закладываешь, их же сначала припустить надо! — останавливает занесенную над кастрюлей руку одного из потенциальных поваров в погонах гуру гастрономического ремесла.

Оказывается, даже приготовить обыкновенный рассольник — настоящая наука. Если не соблюдать последовательность закладки ингредиентов и пропорции — есть всей бригадой придется не ароматный наваристый супец, а кашу из огурцов.

— Обычно хозяйки навалят в суп все продукты сразу, а потом удивляются, что получилась каша. По правилам сначала в воду нужно закладывать картофель, параллельно же в другой емкости припускать в небольшом количестве воды соленые огурцы. И только когда картофель сварится, объединить все ингредиенты, — объясняет командир взвода. — Ведь картошка в соленой воде будет вариться целую вечность, а огурцы в итоге останутся сырыми.

Как только дымящийся обед разложен по тарелкам — выставление оценок. Командир по очереди подходит к каждой группе и зачерпывает по ложке супа.

— И вы считаете, что картофель здесь порезан кубиками? — возмущается маэстро, заглядывая в кастрюлю одной из групп. — Смотрите, один кусочек пять сантиметров, а другой — раза в два меньше…

Чтобы суп был сварен на “пять”, мало соблюсти пропорции и рекомендованную температуру. Нужно еще и нарезать все продукты правильно. “Делов-то: настрогал морковку-картошку — и готово!” — скажут хозяйки. А вот и нет. Оказывается, только форм нарезки картофеля существует семь видов: брусочками, кубиками, дольками, ломтиками, соломкой, бочонками и звездочками.

* * *

Два часа дня в 190-й военной школе поваров — священное время обеда. Пока кашевары в погонах повзводно выстраиваются перед закрытыми дверьми с табличкой “Столовая”, на кухне добавляют последние штрихи к картине под названием “Обед”. Старший по кухне открывает крышку огромного варочного котла и половником, которого бы хватило, чтобы накормить небольшую семью, зачерпывает содержимое “кастрюльки”: “На раздачу!”
Сегодня на обед — салат из капусты, суп картофельный с горохом, компот, булочка. И любимое блюдо — рагу по-домашнему. На кухне, которая кормит 350 человек, царит распределение труда — каждый из шести поваров исполняет свою партию.

 — У нас один повар занимается холодными закусками, второй — разделкой мяса, третий — выпечкой, — объясняет старший повар младший сержант Суриков. — Потом каждый на раздаче выдает свое блюдо, ведь если кто-то схалтурил, что-то у него подгорело — никто за неумеху отдуваться не будет.

В части не принято набирать персонал со стороны: все, кто сегодня пополняет поварские желудки, — выпускники 190-й школы, которые после распределения остались в части. Ребята признаются, что кормить коллег — занятие ответственное. Это все равно что шить одежду для модельеров или лечить докторов. Здесь каждый знает рецепт и технологию приготовления.  Что-то не так — сразу заметят.

У поваров в погонах утренняя смена начинается в четыре часа утра, когда казармы еще сотрясает дружный храп. Ведь к семи часам завтрак уже должен стоять на столах. Сразу после завтрака начинают готовить обед.

— Сегодня мы приготовили 250 литров горохового супа, — объясняет старший повар, старательно помешивая варево в огромном котле. — Сначала мы вымачиваем горох, чтобы он был мягче, потом варим бульон из мясных костей и добавляем в него горох. Варим часа два — чтобы горох не разварился, как каша, но был мягким. Потом добавляем картофель, нарезанный кубиками, а за десять минут до готовности засыпаем пассерованные овощи.

* * *

Еще год назад Антон Бакаушин познавал азы нанотехнологий в Северо-Кавказском государственном университете — теперь знакомится с технологией приготовления борща и выпечки солдатского хлеба. Он пошел по нестандартному пути: 11 классов — институт — армия.

— Я отучился первый курс в институте, потом по собственному желанию забрал документы — понял, что это не мое, — откровенничает будущий повар. — Микроэлектроника, микробиология… А я в душе гуманитарий.

О своем решении пополнить армейские ряды Антон еще ни разу не пожалел. После срочной службы он выйдет уже с дипломом повара 4-го разряда и сможет устроиться в самый мажорный ресторан. По крайней мере, всю программу кулинарного училища он за полгода освоил.

— Я рад, что здесь не будут зря потеряны 1,5 года. Ведь теперь армия дает шанс получить образование, — объясняет свой выбор Антон.

На гражданке Антон тоже умел готовить — мог сварганить окрошку, оливье, мясо. Но настоящее мастерство кулинара он освоил только здесь. Теперь по два часа в день штудирует вопросы к экзамену.

В школе поваров шутят, что здесь выпускают самых завидных женихов: ребята своих будущих невест к плите и близко не подпустят.

— Женщине не место на кухне! Там ножи, газ, электричество. Это место мужчины! — огорошивает меня выпускник. — Недаром же во все времена лучшими поварами являлись мужчины. Как только пойду в увольнительную, обязательно приготовлю что-нибудь для своей девушки.

Его друг Саша Селютин и не предполагал, что когда-нибудь возьмет в руки поварешку: из всего меню он на гражданке мог осилить только яичницу. Да и ту через раз. Теперь же после “срочки” хочет и дальше трудиться на гастрономическом фронте.

— Я после 11 классов твердо решил идти в армию. А здесь оказалось, что я еще и диплом повара смогу получить, — радуется рядовой.

Мама уже ждет не дождется, когда сын возьмет все кухонное хозяйство на себя, а сам будущий кулинар уверен, что теперь никому из родных места на кухне не будет.

— Я все буду делать! —  отчеканивает рядовой.

Теперь ребята по два часа в день готовятся к экзаменам и пишут дипломную работу — диплом ведь и в армии нужно заработать.

СПРАВКА

В течение следующего года по всей стране планируется открыть 24 специальных учебных центра, в которых военнослужащие срочной службы смогут получить гражданские дипломы о начальном профессиональном образовании. Три из них уже открыты сейчас: 857-й учебный центр (п. Загорянский Московской обл.), 187-й учебный центр (г. Волжский Волгоградской обл.) и 190-я военная школа поваров (г. Наро-Фоминск Московской обл.). Всего в этих учебных центрах можно получить 27 профессий, среди которых фрезеровщик, токарь-универсал, станочник-распиловщик, автокрановщик, автослесарь, сварщик, повар.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру