Шопинг с пластиком

Какие новогодние покупки делают по кредитным картам в Москве и Санкт-Петербурге

10 декабря 2007 в 14:35, просмотров: 373

Накануне новогодних праздников в Московском регионе в последние годы наблюдается потребительский бум, обусловленный повышением благосостояния населения, развитием розничных сетей, безналичных платежей по банковским картам и, конечно же, потребительского кредитования. По оценке экспертов, именно по кредитным картам люди в среднем тратят намного больше, чем наличными или по дебетовым картам. Как же люди используют доступные им кредитные средства в преддверии новогодних праздников? Что они покупают, как и кто, собственно, эти люди, попытался выяснить в своем исследовании Сити-банк.

Аналитики банка впервые в России проанализировали потребительское поведение более 100 тыс. клиентов банка в Москве и Санкт-Петербурга, активно пользовавшихся кредитными картами в течение всего 2006 года. Исследование охватывает только покупки, совершенные в России, и анализирует показатели изменения общих сумм покупок в каждой категории в процентах к предыдущему месяцу.

Как выяснили аналитики банка, в период предрождественской магазинной лихорадки чаще всего москвичи и петербуржцы покупают через “пластик” ювелирные изделия, часы и предметы роскоши. В декабре рост покупок этой категории товаров вырастает у женщин на 125% по сравнению с другими месяцами, а у мужчин — на целых 184%. Аналитики подчеркивают, что первый зимний месяц является безусловным рекордсменом, следующий за ним по темпам роста март заметно отстает.

Другим любимчиком потребителей в декабре оказалась парфюмерия и косметика. Очень сильный скачок отмечен и у мужчин (96%), и у женщин (78%), что в первую очередь может объясняться тем, что и те и другие дарят парфюмерию и косметику как самый распространенный и необременительный подарок. Причем, отмечают аналитики, мужчины при покупке дамских духов, лосьонов и кремов в предновогодние дни становятся щедрее обычного. Так что, милые женщины, берите этот опыт на вооружение и не стесняйтесь использовать эту мимолетную слабость в личных корыстных целях. Самое время намекнуть своему любимому о своих косметических предпочтениях.

Замкнули своеобразный пьедестал почета популярных покупок через пластик товары из секции “Электроника”. Лидерами в тратах вновь оказалась сильная половина человечества (рост покупок в декабре у мужчин 78% против роста у женщин 7%). И если мужчины и в прошлые сезоны распродаж были не прочь обновить мобильник, то активность прекрасных девушек и женщин в этом сезоне стала приятной неожиданностью для ритейлеров. Модные женские модели телефонов сейчас разлетаются как горячие пирожки, поэтому некоторые продавцы заговорили о новом тренде рынка.

Как ни парадоксально, четвертое почетное место в декабре заняли покупки, совершенные на АЗС. Причем рост более чем на 51% у женщин указывает на то, что это был не только бензин (у мужчин траты на бензин в этом месяце даже падают на 6%), но и покупки в магазинах при заправках.

Следующие две категории покупок относятся скорее не к подаркам, а к покупкам, связанным с праздничным настроением и времяпрепровождением. Это услуги связи, рестораны, кафе, развлечения. Так, женщины тратят на телефон и Интернет больше на 24%, а мужчины — на 11%. По всей вероятности, это также связано с “праздничным настроением”, люди больше координируют свои действия с родными и близкими по телефону, стараются позвонить тем, с кем давно не общались. Траты на рестораны, кафе, развлечения у мужчин вырастают на 6%, а у женщин — на целых 18%. Это говорит о том, что люди чувствуют приближение праздников и начинают больше радовать себя, чаще встречаются с родственниками и друзьями.

Значительной статьей расходов в преддверии праздников также становятся продукты питания и походы в супермаркеты в целом. Так мужчины в декабре в среднем тратят на 25% больше, хотя в то же время женщины снижают свою покупательную активность более чем на 6%, видимо, мужчины предпочитают сами закупать продукты к праздничному столу.

В популярной категории спортивных товаров в декабре у мужчин рост весьма незначительный — около 3,5%, хотя в ноябре и октябре рекордные траты в этой категории — рост в среднем около 25—30%. У женщин вообще не наблюдается каких-либо изменений в этой категории товаров.

Важной частью новогодних расходов также являются покупки в универсальных магазинах — в среднем у мужчин и у женщин рост около 20%. Так, например, покупки кожгалантереи и сумок у женщин увеличиваются на 20%, а у мужчин — на 30%. Что касается товаров для дома, то здесь тенденция обратная, люди предпочитают закрыть все хозяйственные вопросы до праздников, чтобы расслабиться и не думать о бытовых вопросах. Поэтому, несмотря на серьезный рост расходов на мебель, свет, сантехнику и промышленные товары (более 30—40%) в октябре-ноябре, в декабре наблюдается самый большой спад за год.

Покупки одежды и обуви в декабре у мужчин растут на 4,5%, у женщин — почти на 25%. Вполне очевидно, что дамы в сезон скидок с удовольствием тратят деньги на нарядные туфли и сапожки. Однако темпы роста покупок обуви несравнимо меньше, чем в весенние и осенние месяцы (тогда распродажи еще масштабнее. — “ЭВ”). Аналитики еще раз зафиксировали очевидный факт, что для женщин одежда является куда более актуальным подарком, чем для мужчин.

Новый год в России прежде всего семейный праздник, поэтому существенный рост расходов на детские игрушки на 127,16% у мужчин и на 120% у женщин вполне оправдан. Школьные принадлежности также показывают серьезный рост в декабре на 48% у женщин и 121% у мужчин (у мужчин это второе место после сентября). А вот оплата билетов в кинотеатры вырастает только у мужчин, при этом более чем на 200%, в то время как у женщин отмечен даже небольшой спад. По мнению “ЭВ”, вероятно, мужчины таким образом просто прячутся в кинозалах от праздничной магазинной суеты.

Потирают в декабре ладошки от радости дети и другие сладкоежки. Известно, что в предновогодние дни в магазинах наблюдается настоящий кондитерский бум. Расходы и мужчин, и женщин на торты, конфеты, пирожные и сладкую выпечку увеличиваются более чем на 2000%. Это абсолютный лидер роста.

Одним из лучших подарков в России остаются музыкальные диски и видеофильмы — правда, преимущественно для мужчин — у них расходы на эту продукцию растут на 23% в декабре и на 5% у женщин. Интересно, что значительно растут траты на приобретение книг и прессы, все-таки у нас самая читающая страна в мире: у мужчин — 60%, у женщин — более 135%.

Обзор был бы оскорбительно неполным для нашей страны без учета расходов на алкоголь. Любопытно, но рост декабрьских трат на коньячок, вискарь, вино, “беленькую” и другие увеселительные напитки у женщин выше, чем у мужчин: 197% против 138%, соответственно. Как осторожно предположил “ЭВ”, видимо, наши женщины таким образом выпускают пар. Как там пел Розенбаум — “любить, так любить, гулять, так гулять”.

Прямо-таки озадачила статистика по тратам на предметы искусства. Оказалась, что в течение года это вотчина мужчин. Однако в декабре покупки картин, статуэток и антиквариата показывают небывалый рост — более 388%. Также только у мужчин значительно возрастают расходы на почтовые и курьерские услуги — более 80%, в то время как женщины в течение всего года пользуются ими одинаково мало. При этом именно женщины тратят в разы больше мужчин в декабре на доставку еды. Также интересно, что только у женщин в декабре растут суммы снятия наличных на 5%, в то время как у мужчин на столько же снижаются.

Любопытный факт из статистики покупок в специализированных магазинах подарков: хотя рост и значительный, немногим более 100% и у мужчин, и у женщин, он мало отличается от других праздничных месяцев в году. Зато расходы на цветы возрастают серьезно — на 30% у мужчин и 65% у женщин, третий результат в году после марта, августа-сентября (начало учебного года).

В новогодних тратах по кредитным картам наблюдается существенная зависимость от дохода клиента и его кредитного лимита. Так, несмотря на то, что рост наблюдается во всех сегментах, у людей с кредитной линией более 100 тыс. рублей он незначительный — около 4,5%, а в сегменте менее 45 тыс. и сегменте между 45 и 100 тыс. — рост равный и составляет около 9,5%. Однако у более обеспеченных людей рост продолжается в течение всего января и добавляет еще 3% к росту в декабре, в то время как у других двух сегментов он падает примерно на столько же. Это говорит о том, что более обеспеченные люди продолжают активно тратить в январе на свой отдых, развлечения и покупки во время каникул в России и за границей, в то время как менее обеспеченные входят в режим экономии.



    Партнеры