Найден выход из грузной истории

“МК” стало известно, как власти хотят избавить столицу от лишних грузовиков

12 декабря 2007 в 18:14, просмотров: 918

Мечта эколога-идеалиста: в один прекрасный день все москвичи отказываются от своих легковых машин и пересаживаются на троллейбусы и трамваи. Но, увы, даже в этом фантастическом случае дорожные проблемы столицы не исчезнут. Пробки будут создавать не очень заметные в сегодняшнем общем потоке грузовики всех размеров — от “Газелей” до “КамАЗов”. А вот от них в благом порыве уже не откажешься. Иначе замрут все стройки, в магазины не привезут хлеб, а число людей, волокущих на собственной спине свежекупленный мебельный гарнитур, возрастет с нуля до многих сотен.

Без грузовиков Москва обойтись не может. Но и с ними жить становится все труднее. Как эту проблему пытаются решить городские власти, выясняли корреспонденты “МК”.

А что-то решать надо. Ситуация с грузовым транспортом становится все более критической. По самым приблизительным подсчетам, в городе насчитывается 267 тысяч грузовиков, а это в 3—3,5 раза превышает потребность Москвы в грузовых перевозках.

— В советское время все они велись по плану, — говорит руководитель Департамента транспорта и связи столицы Леонид Липсиц. — Без нужды грузовой транспорт никто на маршрут не отправлял. Сейчас же любой частник может сравнительно дешево купить подержанную машину и гонять ее практически на холостом ходу — ради того, чтобы подвезти к своему магазинчику один ящик пива или несколько кирпичей на дачу. То, что это способствует увеличению пробок, владельцев транспорта не волнует.

Другая проблема, с которой сталкиваются власти, — это нелегальные перевозчики. На машинах в любом состоянии они берутся за любую работу по бросовым ценам и в буквальном смысле путаются под колесами у перевозчиков профессиональных. Бизнес этот весьма прибыльный, тем более что и такие водители никому не подконтрольны. И ладно бы, если бы они просто перегружали и без того забитую дорожную сеть. Грузовики еще и воздух портят. И чем их больше, тем дышать москвичам труднее.

— На одного горожанина в год приходится 25—30 килограммов отравляющих веществ, выброшенных в атмосферу, — говорит генеральный директор ГУП “Мосавтотранс” Мераби Чочуа. — Единственный выход здесь — сокращать число грузового транспорта.

Все, что сейчас делают городские власти, — это ограничивают въезд грузового транспорта в пределы Третьего транспортного и Садового кольца. Но этого мало. В идеале в городе вообще должно быть не более 150 тысяч грузовиков. Большего числа Москве и не нужно. Но как отсечь лишнее?

Транспортники предлагают привычный для всего цивилизованного мира путь решения проблемы. На грузовые перевозки надо выдавать особые патенты.

— Делать это должна независимая структура, причем желающий заняться подобным бизнесом должен будет предоставить внушительный пакет документов — от справки о финансовой состоятельности до особых квалификационных сертификатов, — говорит г-н Чочуа. — Таким образом, из Москвы сразу исчезнет ряд нелегальных перевозчиков, не заинтересованных в открытости.

Ну а на вопрос корреспондента “МК” — не превратится ли такая патентная структура в рассадник коррупции? — г-н Чочуа ответил, что в любом случае польза от нее многократно перевесит любой вред.

Впрочем, просто так создать ее у городских властей все равно не получится. Для этого нужно менять федеральные законы. Но работа над документами и законодательными предложениями для Госдумы ведется, и, по оптимистичным заверениям транспортников, в ближайшие два-три года столичные грузоперевозчики подпадут под лицензирование.

Их можно “усмирить” и без вмешательства законодателей. Для этого всего-то и нужно обеспечить им нормальное место для парковки, пристойное техобслуживание, а заодно и диспетчеров, которые помогли бы грузовикам избежать поездок на “холостом ходу”. А это можно сделать, создав в Москве сеть транспортно-логистических центров (ТЛЦ).

Пилотный проект ТЛЦ уже был презентован. Первый центр разместится в Восточном округе по адресу: Тюменский проезд, 2. Будут в нем и многоярусные автостоянки для грузовиков, и склады, и гостиница, а заодно и торгово-выставочный комплекс.

— Создание ТЛЦ удобно и для крупных предприятий, и для представителей среднего и мелкого бизнеса, — уверяет Мераби Чочуа. — Не будет болеть голова о том, где машину поставить, где отремонтировать, а также где можно на время оставить груз.

В идеале же все грузоперевозчики будут подключены к информационной системе. И тогда загруженный “вполкузова” водитель, что едет, скажем, с северо-запада Москвы на юг, может доложить о своем маршруте в центр, и ему дадут “в нагрузку” еще один попутный заказ. При такой системе количество грузовиков на улицах резко сократится.

Вот такие разумные меры предлагают столичные власти. Жаль, осуществятся они не скоро. Первый ТЛЦ будет построен через три года, а общая их сеть, которую НИИ Генплана пока только “привязывает” к местности, — не раньше чем через 10 лет.



Партнеры