Мэры борются за мир

Москва стала примером межнациональной политики для всех крупных городов страны

Национальный вопрос наконец-то начали решать всем миром. Точнее, всей страной.

— Концентрация проблемы ксенофобии присуща именно крупным городам и городам-миллионникам. Изучив собственный опыт, мы сможем добавить свой голос и высказать мнение по тому вопросу, как решить проблему ксенофобии в наших городах.

Этими словами мэр Москвы Юрий Лужков открыл конференцию “Города России за гражданскую солидарность и межнациональное согласие”, которая на днях прошла в столице. Представители крупных городов собрались, чтобы выработать общие методы борьбы с ксенофобией.

Об истории вопроса заговорили сразу же после открытия конференции. Судя по данным ВЦИОМ, в 1989 году признаки открытой ксенофобии проявляли примерно 20% населения СССР. Но уже в 1990 году эти показатели выросли до 35—40%. А после экономического кризиса в 98-м, начала “второй чеченской”, особенно после серии террористических актов, рост ксенофобии стал стремительным и неудержимым. К началу 2000-х у россиян впервые появляется установка: “Россия — для русских”. По данным ВЦИОМ (сегодня “Левада-центр”), эту идею полностью поддерживали 38% опрошенных. А почти 2/3 сказали, что ощущают ту или иную угрозу со стороны жителей других национальностей.

— В основе ксенофобии лежат не гены, не плохие условия жизни. Есть авторы идеологии, которые намеренно создают лозунги, разжигающие расовую неприязнь, а затем закладывают их в головы подросткам, — такую мысль высказал директор Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, профессор Валерий Тишков.
От теории участники конференции вскоре перешли к практике. Мэры городов рассказали о том, как они справляются с ксенофобией в своих пенатах.

Оренбург. Большая национальная деревня

Как выяснилось, бороться в Оренбурге особо не с чем, ибо глава администрации города Юрий Мещеряков сразу заявил:
— За всю практически двухсотлетнюю историю города не было зафиксировано ни одного серьезного конфликта на национальной или религиозной почве.

И тут же задался вопросом:
— Как же нам удается сохранять равновесие при условии, что в Оренбурге живут 2 млн. 200 тыс. человек и 80 различных национальностей?

Поскольку г-ну Мещерякову никто не ответил, он продолжил:
— Проблема черпает свое начало в недостатке информации, люди мало знают друг о друге, о нравах, обычаях и религии своих соседей. Следует развивать именно эту сторону вопроса. Для этого в Оренбурге строится культурно-демографический комплекс “Национальная деревня”.

По его словам, в строительстве принимают участие 10 национальных культурных центров: русский, татарский, украинский, казахский, башкирский, мордовский, чувашский, белорусский, немецкий и армянский. “Национальная деревня” будет включать в себя 10 подворий, где, по идее, каждый из культурных центров сможет в полной мере реализовать самобытность своей культуры. Кстати, здесь же будут располагаться редакции газет на национальных языках. Башкирский, украинский и казахский центры уже открыты. По замыслу властей, в этом центре люди смогут не только познакомиться с культурой разных национальностей, но и сохранить и даже возродить собственные обычаи.

— Особое внимание нужно уделять воспитанию подростков. Ведь именно они чаще всего бесчинствуют, — продолжил г-н Мещеряков. — В городе действуют национальные школы: еврейская, татарская, башкирская, армянская.
В 2006 году в Оренбурге реализовывалась программа “Оренбург многонациональный”, где большое количество мероприятий было посвящено воспитанию подростков. Кстати, г-н Мещеряков рассказал о весьма интересном празднике “Дни российского паспорта”. По его словам, горожанам “ненавязчиво подчеркивается, что статус гражданина России не зависит от национальности и социальных принадлежностей, важно, что человек сделал для города”.

— Есть у нас клубы по интересам для взрослого населения, где проходят заседания на родном для людей языке, вспоминаются традиции и обычаи своего народа, — огласил очередной пункт программы по борьбе с ксенофобией глава администрации Оренбурга. — Мы уверены, что роль клубов, библиотек и общественных организаций в распространении идей толерантности очень велика.

Далее слово взял председатель Элистинского городского собрания Сергей Тадонов.

Элиста. Православие и буддизм — добрые соседи

Для тех, кто не знает: Элиста — столица Калмыкии. В Элисте проживает 288 тыс. человек, калмыки составляют 53,4%, русские — 33,6, дагестанцы — 2,5, чеченцы — 2, казахи — 1,7 и другие национальности — 5,4%. Впрочем, в Элисте, так же, как и в Оренбурге, просто тишь и благодать:

— Атмосфера согласия, единства и взаимопонимания царит в нашем городе, — сказал в начале своего выступления г-н Тадонов. — Принцип равенства всех народов и национальностей заложен в нашу Конституцию.

Как выяснилось, в Элисте большой упор делается на религиозную сторону вопроса. Например, в городе построено 8 православных и 22 буддийских храма. А на территории одной исправительной колонии мирно сосуществуют мусульманская мечеть, буддийский и православный храмы.

— У нас работает большое количество центров для верующих всех конфессий. В республике проводятся различные фестивали, объединяющие соседние города и республики под названием “Добрые соседи”, — продолжил г-н Тадонов. — В День города в Элисте собираются представители всех национальностей.

И в заключение председатель Элистинского городского собрания подытожил: “Изучение и анализ общественно-политической ситуации в городе показывает, что республике удалось избежать проявлений экстремизма и терроризма”.

Ставропольский край. Стабильная напряженность

Общую картину благолепия несколько подкорректировали выступления представителей юга России.

— На Северном Кавказе сохраняется стабильная напряженность, — сказал зам. директора ставропольского филиала Северокавказской академии госслужбы Иван Бабин.

Согласно данным последних социологических исследований, приведенных г-ном Бабиным, каждый второй житель региона отмечает национальную ситуацию как опасную, каждый четвертый опасается за себя и за свою семью. Последние события в Ставрополье, когда вспыхнувший было массовый межнациональный конфликт едва удалось загасить, сыграли свою отрицательную роль.

Впрочем, г-н Бабин предложил и меры урегулирования. Во-первых, развитие “институтов гражданского партнерства” — вплоть до советов ветеранов. Именно они должны пропагандировать идеи мира-дружбы. А во-вторых, пропаганду следует подкреплять усиленной работой милиции и современных дээндэшников. По мнению Ивана Бабина, граждане сами должны заниматься охраной общественного порядка.

Руководитель центра этнополитических исследований Пятигорска Майя Аствацатурова дополнила его речь. В Пятигорске действуют 13 национально-культурных объединений. Создана прочная нормативная база в сфере межэтнических отношений. Работает Дом дружбы (он же Дом национальных культур), над входом в который начертано: “Оставь враждебность всяк сюда входящий”.

— Наша цель — объединение национальностей на базе общероссийских государственных ценностей, — сказала г-жа Аствацатурова, не разъяснив, впрочем, какие именно ценности она имеет в виду.

Но, как явствовало из общего контекста конференции, речь шла скорее всего о приоритетах самоопределения. Сначала человек осознает себя россиянином, а потом уже представителем определенной национальности. К этому участники конференции и призывали стремиться.

Образцом для подражания для собравшихся явно служила столичная программа развития межнациональных отношений, о которой “Званые гости” неоднократно писали. Напомним, что там идет речь об объединении всех жителей столицы именно как “москвичей”. Что, кстати, городским властям уже во многом удалось.

— Национальная идентичность не противостоит городской, московской, — заявила в своем выступлении руководитель центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева. Правда, по ее словам, городская солидарность основана на противостоянии, москвичи объединяются против некоего внешнего врага — вновь прибывших в столицу. А это тоже неправильно.

— Нам нужна общая идеология, — сказала г-жа Дробижева.

Сейчас, по ее мнению, для этого созрели все предпосылки. Идет модернизация, государству приходится руководить экономическим ростом, его роль возрастает. За это власть будут критиковать и внутри страны, и за границей. Но во имя модернизации стоит объединиться.

Судя по всему, именно такая идеологическая нацполитика и будет проводиться и в стране, и в Москве в ближайшие годы. “Оплот дружбы народов” сохранится. И участники конференции с этим согласились, подписав резолюцию об объединении усилий в борьбе против ксенофобии и за межнациональное согласие.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру