Гостиница вместо приюта

Молибога чистит Марфо-Мариинскую обитель

“МК” неоднократно обращался к проблемам Марфо-Мариинской обители милосердия (ММОМ) на Большой Ордынке. В течение 15 лет с начала 90-х годов обитель возрождалась монахиней Елизаветой (Крюковой). Был возобновлен приют для детей-сирот, велась реставрация храмов. Более того, матушке Елизавете удалось построить несколько скитов в окрестностях Москвы, где дети трудились и отдыхали летом. В феврале 2006 года матушку Елизавету уволили, а на ее место была назначена архиепископом Арсением (Епифановым) замужняя Наталья Молибога. После ее прихода, судя по всему, началось уничтожение обители.

Первыми пострадали бездомные собаки, которых приютили и приручили дети, жившие в обители. По распоряжению и.о. начальницы они были умерщвлены. Затем дошли руки и до детей-сирот. Молибога в течение нескольких месяцев разогнала детей старого набора. Одни дети-сироты оказались в спецприемниках-распределителях, другие — у пьющих родителей. Из 20 детей старого набора в обители к лету остались 2 девочки. По ее великому указанию были срублены деревья, посаженные еще при основательнице обители — святой мученице Елизавете Федоровне. По личному приказу Молибоги была отключена холодная вода в клинике святой Елизаветы на территории обители. Она продолжает работать, но на привозной воде. Клиника имеет автономное водоснабжение, и вода может быть включена в любую минуту. Похоже, Молибога избавляется от нежелательных соседей. Зато радеет о своих близких. По словам очевидцев, ее 34-летняя дочь проживает в детском приюте на втором этаже. Мамаша все лето бесплатно отдыхала в скиту обители, а сын трудится бок о бок с матерью.

В течение многих лет велась работа по освобождению храма от расположенных в нем мастерских им. Грабаря. Еще в 2004 году был подписан документ о том, что Пасха 2006 года будет проводиться в Покровском храме, расписанном по личной просьбе Елизаветы Федоровны художником Михаилом Нестеровым. Работа по освобождению храма проводилась постепенно, на протяжении многих лет. Наконец, мастерские выполнили свои обязательства и ушли. Богослужение теперь, как и положено, совершается в храме.

Все, кто помогал обители, а таковых было множество не только в России, но и за ее рубежами, никак не могли понять, почему новая начальница ведет себя столь странным образом. Но теперь, после того, как на территории обители, которая является памятником федерального значения, начались бурные строительные работы, многое прояснилось.

Архиепископ Арсений “одержим” вполне современным намерением выстроить в центре Москвы на церковной земле пятизвездочную гостиницу. Ему, видимо, кажется, что Марфо-Мариинская обитель идеально подходит для этой цели.

Недавно к министру культуры обратились московские архитекторы, реставраторы, деятели культуры. Они пишут: “Уважаемый Александр Сергеевич! Помогите остановить разорение Марфо-Мариинской обители. Все, что сейчас происходит, можно выразить одним словом: “вандализм в святом месте”. Вы знаете, как непросто шел процесс реставрации комплекса ММОМ, начиная с 1992 года, после того, как здания обители были переданы правительством Москвы в бессрочное и безвозмездное пользование Русской православной церкви. Несмотря на большие материальные затруднения, шла реставрация зданий. За это время было полностью отреставрировано здание амбулатории с аптекой (строение 1), выведено из аварийного состояния здание больницы (строение 3), почти полностью завершены работы по реставрации конструкций и фасадов этого здания. Переложены наружные сети на территории обители....

Что же происходит сейчас? Все, что создавала и бережно сохраняла великая княгиня Елизавета Федоровна, безжалостно уничтожается. Снесен переход между строениями 1 и 3, построенный по проекту Щусева А.В. по личной просьбе великой княгини Елизаветы Федоровны. Последовало предложение разобрать здание больницы (строение 3), почти полностью отреставрированное. По техническому заключению Мосгоргеотреста для разборки здания нет никаких оснований. Весной 2007 года Мосгоргеотрест выполнил техническое обследование здания больницы с церковью Марфы и Марии. В техническом заключении претензий по выполненным реставрационным работам (техническому состоянию, прочности и несущей способности фундаментов, стен, перекрытий) НЕТ.

Предложено устроить подземную автостоянку в глубине парка — особо охраняемой зоне. Выпотрошено и безжалостно перекраивается здание общежития для сестер. Архитектора Н.Чернышова (“Спецпроектреставрация”), который выпустил проект реставрации и не соглашался с “проектом приспособления”, уродующим внутреннюю планировку здания, от работы отстранили. Трагедия обители в том, что все это происходит под невежественным, уничтожающим нажимом госпожи Молибоги Н.А. До каких пор будет продолжаться вандализм в святом месте? Почему реставрацией исторических памятников, святынь нашей Православной церкви занимаются безответственные непрофессионалы, равнодушные к истории своей Родины?”

Это письмо подписано академиками В.Н.Поповым и Н.Ф.Пушкаревым, докторами наук и искусствоведами. Его подписали православный священник Валентин Сидоров из Воронежской епархии и журналист, редактор общественно-церковной газеты “Кифа” А.Колымагина. Всего 20 подписей людей, неравнодушных к судьбе Марфо-Мариинской обители. Получив государственную премию, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал миллион рублей на развитие детского приюта в обители. На что пошли эти деньги? Приют ликвидирован. Быть может, этими деньгами оплачен проект подземной стоянки для автомобилей на сорок мест и VIP-гостиницы на территории обители?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру