Гвоздикова! Сама фамилия говорящая. Гвозди бы делать из этих людей!
Неунывающая, неутомимая, решительная. Красивая и смелая. Женщина, про которую легко можно сказать “сильный пол”. Разве догадается кто, что в душе она нежная и ранимая?
Откровения девушки, на всю страну поведавшей о второй, скрытой от посторонних глаз жизни ее супруга, популярного актера Евгения Жарикова, казалось бы, перевернули все с ног на голову. Кто угодно бы сломался. Только не она. В свой юбилей актриса глаз не прячет. Такая же неунывающая, неутомимая, решительная…
“Не хочется каждый день гайки закручивать”
— Вот почему я чаще всего сейчас отказываюсь сниматься в кино? — сразу берет быка за рога Наталья Федоровна. — Потому что то, что предлагали последнее время, меня оскорбляло...
— Чем можно обидеть актрису?
— Мне не давали сценарий даже, представляете, у них просто на это времени не было. “Сценарий не готов, но вы должны сыграть мужа и жену”. Спрашиваю: кто партнер? Называют фамилию. “Но он еще не утвержден, и там у вас будет сын, мы пока тоже не знаем кто, сколько вы хотите за съемочный день?” Вот такой разговор. Я считаю, это несерьезно, понимаете. Если бы я была начинающей артисткой, как эти, по телевидению, — “звезды”, как их называют, — мне, может быть, не важны были бы такие детали. А все-таки у меня за спиной какие-никакие, но есть фильмы, которые до сих пор зрители помнят...
— Наталья Федоровна, сейчас столько невостребованных актеров. Они бы за счастье восприняли и лишних вопросов не задавали. Не боитесь отказываться?
— Все понимаю, но живем-то один раз. А потом, все-таки я востребована — я много работаю на сцене, что очень меня окрыляет и дает возможность отказываться. Недавно в Тверской области работала — ну в такой глуши, даже передать не могу. Попросили просто: Наташа, артисты там бывают редко, если можете... Знаете, как приятно было, когда меня встречали молодые люди? Когда молодые люди вручали мне цветы. Как они слушали Ахматову — на одном дыхании! Как провожали меня, как помогали сесть в машину. Для меня это было важно. Или недавно ногу сломала — поскользнулась просто, — а нужно было поехать, отработать в Литве. Я сказала: ну куда поеду — в гипсе! На что мне ответили: “Наташа, проданы все билеты”. И я поехала.
— И вышли на сцену в гипсе?
— Да, но об этом никто не знал. Единственное, попросила у организаторов: если можно, я присаживаться не буду, мне сидеть больно. Мы замечательно отыграли два концерта. И когда вышли на поклон, ведущий объявил: “Вы знаете, что Наталья Гвоздикова стоит на сцене в гипсе?” Весь этот огромный зал оперы и балета замер. Тогда я чуть-чуть приподняла свою длинную юбку. И зал грохнул аплодисментами. По правде говоря, я вспомнила фильмы Тарасовой — когда бросают на сцену цветы, ощущала себя где-то в том времени, будто только что отыграла спектакль Островского.
— Согласен, дорогого стоит. Но вы же киноактриса, кино сейчас на подъеме, а вы, получается, сделали ему ручкой?
— Не хочу загадывать, но думаю, что нет. Я, например, сыграла в сериале “Парни из стали”. Честно говоря, не хотелось сниматься в кровавом кино. Когда встретилась с Мурадом Алиевым, режиссером, он мне сказал: “Наташа, картина о жизни молодых людей”. Прочитала сценарий, ну что: этого убивают, этот умирает от наркотиков — куда годится? “Наташа, — говорит он, — в то время так и было, фильм как раз о том, что все практически молодые ребята погибают от предлагаемых им обстоятельств”. Когда показали картину, пришло много очень писем, зрители просили, чтобы сняли продолжение. А продолжать-то не с кем уже — молодые ребята все уничтожены, моя героиня погибает...
Но, понимаете, мне за эту работу не стыдно. Хоть и сыграла очередную учительницу, коих было великое множество. А часто вижу актера или актрису, которые мечутся из одного фильма в другой, кроме имени ничего практически не меняется: ни во внешности, ни в характере. Вот это только: дыр-дыр-дыр, дыр-дыр-дыр. Понятно, что нужно зарабатывать деньги, что нужно ходить в магазин, делать ремонт. Может быть, я не права, я не знаю. Но помните героя Чаплина, который на заводе гайки закручивает, а потом по инерции продолжает завинчивать пуговицы на прохожих? Вот в такого превратиться не хочется.
— Значит, можете себе позволить. Жизнь настолько размеренна и обеспеченна?
— Ой, разве бывает денег много у артиста? Жизнь размеренная, обеспеченная — в наше время сказать так нереально. У меня нет театра, в котором бы я служила и получала стабильный заработок. Несколько раз предлагали антрепризу, начала было репетировать одну интересную роль. Но заболевает главный актер, другой актер умирает. А все остальные предложения... Вы знаете, все-таки должно быть интересно — это раз. И потом, у каждого из актеров свой характер. Вот давайте представим, что мы с вами не испытываем друг к другу симпатии. Но нам нужно ездить в поезде, в самолете, жить в гостинице, выходить на сцену. И я понимаю, что это безумно сложно. Кроме того, антреприза — это бесконечные переезды. Мужчину, может быть, устроит какой-то элементарный быт. Для женщины все гораздо сложнее. Но пока, честно говоря, мне грех жаловаться.
— А вы представляете, допустим, чтобы жить на одну пенсию?
— Ой, нет, боже, что вы! Еще спасибо, что у меня есть государственная награда, я лауреат Госпремии — это плюсуется к пенсии. И спасибо Лужкову, который доплачивает всем пенсионерам. Я недавно разговаривала с мужем Любы Полищук, он говорит: “Представляешь, Любке дали пенсию четыре тысячи, и она даже не успела их ни разу получить”.
“Боюсь пластической операции”